Иран между “добром Ормузда” и “злом Ахримана”

Разделы

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Рассылка

Подписаться на рассылку:


  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Оцените содержание статьи?

(всего 33 голосов)
Изменить размер шрифта Decrease font Enlarge font
image

 

Исламская революция пожирает себя?

 

Это все твоя зависть, - сказал однажды святой

язата нечистому злому духу, жестокосердному.

- Ты не способен создать прекрасное и безвредное

существо, о жестокий Ангро-Майнью…

 

            Завершились народные протесты в Иране. Многие наблюдатели во всем мире до сих пор продолжают ломать голову в поисках ответа на вопрос: что же это было?

            Власти ИРИ считают, что массовые акции протеста вызваны внутренними проблемами, а также вмешательством в дела страны других государств - США, Израиля и Саудовской Аравии, которые в этих целях создали специальную группу, а расходы взяла на себя Саудовская Аравия; план был назван Доктрина последовательной конвергенции и данные для его разработки собирались на протяжении нескольких лет, в котором также участвовали леворадикальная иранская группировка Организация моджахедов иранского народа (ОМИН), последователи монархического режима, националисты и несколько группировок, связанных с коммунистами.

            ПРИМЕЧАНИЕ: Вся многотысячелетняя история Ирана, по сути, является историей бесконечной борьбы между Ахура Маздой (Ормуздом), от кого произошло все, что есть доброго в мире, и Ангро-Майнью (Ахриманом), от кого произведено все плохое.  По большому счету, история Ирана представляет из себя беспрерывную борьбу между ними, в ходе которой злой Ахриман периодически вторгается в мир благочестивого Ормузда, и старается испортить его, так как он является символическим представителем разрушительных элементов во всем космосе и воплощением низшей природы человека с ее неистовыми страстями и нечистыми помыслами.

            Думаю, последние события в Иране следует рассмотреть как попытку Ахримана в очередной раз вторгнуться в мир Ормузда. Точное определение победителя в этом противостоянии пока что является невозможным, так как ситуация, увы, еще далека от полного завершения, с чем согласны многие знатоки региона.

            Нынешние протесты в Иране уж больно напоминают известные события в соседней Турции, происходившие в конце мая 2013 года в парке Gezi, находящегося поблизости от площади Таксим в центре Стамбула. Напомню, что тогда причиной протестов стала банальная вырубка деревьев на территории парка (в Иране такой причиной послужило подорожание куриных яиц!).

            Это уже говорит о том, что события в Иране произошли по тому же сценарию, и, стало быть, их кукловодами были те же внешние силы. Тогда большинство наблюдателей были уверены, что протесты в Турции развиваются по известному сценарию цветных революций, исход которых невозможно точно прогнозировать. Эрдоган и его команда обвиняли в беспорядках то мировое еврейское лобби, то страны Запада, то, наконец, конкретно Американский институт предпринимательства (American Enterprise Institute).

            Некоторые авторы утверждают, что эти протесты стали неожиданностью для властей Ирана. Паника, которую можно было наблюдать в их действиях, подтверждает, что в некотором роде это так и было. Но следует отметить, что с самого начала так называемой  Арабской весны было известно, что закулисными авторами идеи переформатирования региона Большого Ближнего Востока именно Иран был обозначен в качестве места ее конечной прописки. Иранские власти вряд ли не были в курсе всего этого. Тем более, у них было достаточно времени, чтобы на примере своих соседей еще раз убедиться в этом.

            Ведь события на площади Таксим тоже были неожиданностью для властей Турции! Тогда исполнительный секретарь правящей Партии справедливости и развития Хусейн Челик признал: турецкой разведке было известно, что произошедшие в Турции беспорядки под кодовым названием Стамбульское восстание были спланированы еще несколько месяцев назад в Американском институте предпринимательства (турецкие спецслужбы слишком высокого мнения об АИП - безусловно, авторитетной, но все-таки аналитической, а не подрывной организации - прим. ред.). Мы знали, что в этом институте обсуждался вопрос о возможности дестабилизировать обстановку в Турции, спровоцировав молодежь на демонстрации и акции протеста по поводу стамбульского парка Гези на площади Таксим, но не знали, что они смогут так далеко пойти, - сказал представитель официальных властей в интервью журналистам газеты Yeni Şafak (обсуждения подобного рода относительно дестабилизации России проводятся американскими аналитическими центрами в постоянном режиме, но до оранжевой революции в РФ очень и очень далеко, так что турецким властям не стоит сваливать с больной головы на здоровую - прим. ред.).

            Получается, в Турции, и в Иране власти знали об этом, но, как говорят русские, зима в очередной раз пришла внезапноВласти не верили, что вырубка нескольких деревьев или повышение цен на куриные яйца смогут спровоцировать народные волнения в таких масштабах.

            Далее, в те годы глава Турции Эрдоган считался своеобразным любимчиком Европы и всего Запада, так как выступал за турецкий синтез демократии и умеренного ислама, благодаря чему эрдоганская Турция, по идее, вот-вот должна была превратиться в лидера всего исламского мира. Но после событий на Таксиме буквально в одночасье Эрдоган превратился в ненавистного врага для многих жителей Турции и европейских политиков.

            Как ни странно, президент Ирана Роухани тоже до последнего времени считался прозападным политиком, с именем которого многие в самом Иране и за его пределами связывали надежды на кардинальные либеральные изменения в этой исламской стране.  Но, как и в Турции, протестующие в Иране выступили с лозунгами против политики Роухани и его правительства.

            Наконец, есть еще один момент, который сближает эти события. Тогда, благодаря Таксиму, выявилась огромная трещина в отношениях между Анкарой и Баку. Стало известно, что имелся азербайджанский след в событиях на Таксиме. Доказательством является то, что сразу после этих событий 40 граждан Азербайджана были депортированы из Турции!

            Что касается азербайджанского следа в иранских протестах, то, хотя власти этой страны пока публично не заявляли об этом, многие эксперты уверены, что Баку являлся одним из штабов подготовки этих волнений и управления ими со стороны.

            Мы же полагаем, что Тегерану следует в корне изменить свою политику в отношения Азербайджана. До последнего времени иранское руководство в своей внешней политике делало основной акцент на регион Ближнего Востока и арабского мира - теперь придется подумать об укреплении своих тылов со стороны Закавказья. Косвенным доказательством тому, что Тегеран уже начал изменять свою политику в этом направлении, является заявление генерального директора Национальной газовой компании Ирана (НГКИ) Хамида-Резы Араки о возможных поставках иранского газа в Грузию через территорию Армении, в результате чего последняя, вопреки многолетним стараниям официального Баку, станет транзитной страной.

            Все это говорит о том, что эти протесты были попыткой известных внешних сил совершить в Иране цветную революцию, со всеми отсюда вытекающими последствиями. Многие знатоки Ирана едины во мнении, что руководство ИРИ должно сделать серьезные выводы из этих событий, и не допускать, чтобы они развивались по турецкому сценарию, и, еще хуже – по сирийскому. Поскольку, судя по реакции руководства США, оно продолжит свои усилия для смены правящего режима в Иране.

            Судя по заявлениям властей Ирана, там хорошо понимают это. Не все люди на улицах - те, кем руководят иностранцы, есть те, кто протестует в связи с собственными чувствами и проблемами, - заявил президент Роухани. Он отметил, что ситуацию нужно использовать, чтобы найти глубинные причины проблем.

            Но тут возникает справедливый вопрос: что имел в виду Роухани под глубинными проблемами? Если только безработицу и инфляцию, а также экологические проблемы, то вряд ли их можно считать глубинными проблемами современного Ирана. Нам кажется, проблемы Ирана намного серьезнее, чем вышеперечисленные явления; эти проблемы скорее носят системный характер, и во многом связаны с самой структурой власти в стране.

            Итак, какие кардинальные проблемы, на наш взгляд, ныне угрожают иранскому режиму? Что является для страны злом Ахримана, от которых власти должны избавиться в обозримом будущем, и что – добром Ормузда, на которого должны они делать ставку в своей повседневной политике?

            Первое зло заключается в том, что шиитское духовенство в Иране давно уже превратилось в отдельную касту, которая стоит выше всяких законов. Следует отметить, что это было ясно с самого начала Исламской революции. Но одной из главных бед нынешней власти в Иране является то, что духовенство за эти годы стало намного могущественнее, и многие его представители уже начинают отказываться подчиниться руководству страны.

            Как бы не старались замять эту проблему в Иране, фактом остается то, что борьба за усиление своего влияния между различными группировками внутри духовенства часто принимает очень острый характер и угрожает самому режиму. Действия руководителей Мешхеда следует рассматривать в этом плане как ясный сигнал о грозящей угрозе всей Исламской революции. Ведь протесты начались именно в Мешхеде – втором по численности населения городе Ирана, который является оплотом ультраконсерваторов – Ибрахима Раиси – главного соперника Роухани на выборах 2017 года и его тестя, пятничного имама Ахмада Аламольхода, выступающих против президента и его политики. По некоторым данным, именно Аламольхода призвал мешхедцев к манифестациям. Но ситуация в дальнейшем стала развиваться не по их планам.  Экономические лозунги и требования быстро сменились политическими, затрагивающими сам исламский режим, его внутреннюю и внешнюю политику. Демонстранты скандировали Смерть духовенству!, Смерть Хаменеи!, Долой диктатуру!, и даже такие экзотические лозунги, как Прости нас, шах!.

            Тем не менее, руководство страны, действуя по принципу не выносить сор из избы, очень быстро замяли этот вопрос, и в дальнейшем даже не стали упоминать имена Раиси и его тестя. В итоге получается, что за пределами Ирана многие в курсе происходящего в стране, а власти делают вид, что ничего особенного не происходит!

            Таким образом, при внимательном анализе действия высшего духовенства, создается ощущение того, что Исламская революция в Иране начинает пожирать себя. Если руководство страны срочно не предпримет меры, чтобы приостановить этот негативный процесс, никакие репрессивные меры не спасут Исламскую революцию.

            Второе зло – это кумовствоДавно уже не секрет, что дети и родственники религиозных деятелей и высших чиновников в Иране имеют все шансы для продвижения вверх по служебной лестнице, чего никак нельзя сказать о детях рядовых граждан. Среди иранского политического истеблишмента очень много их детей и родственников. В стране, где безработица среди молодежи составляет свыше 28%, такое положение вещей создает дополнительную нервозность и недовольство среди молодых ребят, которые не могут найти более или менее достойную работу по специальности, и не только для них.

            Третье зло – это огромный, непосильный для налогоплательщиков чиновничий аппарат. Насколько нам известно, с 2010 года руководство страны собирается провести политическую реформу, но до сих пор никак не может довести задуманное до разумного конца. Известно, что иранцы по своей природе тяжелы на подъем, они не любят быстрых решений. Точнее, они живут так, будто не замечают стремительно развивавший мир.  Нынешний мир, как известно, меняется стремительно, а иранское руководство своей природной медлительностью просто не успевает привести политическую систему в соответствие этим изменениям.

            Четвертое зло - коррупция. Еще в 2011 году тогдашний президент Ахмадинежад заявил, что у него имеются 100 тыс. документов, доказывающих причастность высокопоставленных чиновников и представителей высшего духовенства к этому злу.  Далее он утверждал, что 60% доходов страны находятся в руках у 300 человек. Это те, кто взял беспроцентные кредиты в государственных банках, и не намерен их возвращать. Не надо обладать большим умом, чтобы понять, кого имел в виду экс-президент под этими тремястами. Но, как ни странно, высшее руководство Ирана, вместе того, чтобы реагировать на заявления президента, предпочло замять этот вопрос.

            Наконец, еще одно зло для современного Ирана – это очевидные имперские амбиции руководства страны и связанные с ними огромные расходы на ведение военных операций за пределами страны – в Сирии, Ираке, Ливане, Йемене и Палестине. В условиях, когда Иран находится под жесткими санкциями Запада, экономике не под силу изыскивать десятки миллиардов долларов, выделяемые из бюджета каждый год на ведение боевых действий на территории вышеназванных стран.

            В этом смысле нынешний Иран, увы, следует по пути бывшего СССР и Турции в начале Арабской весны. Это – путь в никуда! Это – тот путь, по которому шло руководство СССР! Чем это кончилось для последнего, всем известно.

            Известно, что в начале Арабской весны различные внешние силы всячески подогревали имперские амбиции руководства Турции. В результате у них появилась иллюзия восстановления бывшего Оттоманского султаната, что нашло свое отражение в концепции неоосманизма. Но через несколько лет стало известно, что Турция не только не сможет восстановить Оттоманскую империю, но, скорее, просто развалится на несколько мелких государств.

            Я думаю, ныне иранское руководство, окрыленное совместной с Россией победой в Сирии, а также в Ираке над исламскими террористами, повторяет ошибки турецкого руководства, что вызывает недовольство собственных граждан. Создается ощущение, что иранское руководство порой забывает, что всякая власть держится в первую очередь на плечах собственных граждан, а не иностранцев, кем бы они ни были. Не случайно один из основных лозунгов нынешних протестующих был Не в Газе, не в Ливане - я живу в Иране!.

            Исходя из этого, мы думаем, что главной задачей нынешнего руководства Ирана должна быть сохранение государства в нынешних границах и усиление своего влияния по всему периметру границ, не претендуя при этом на новые территории. Если оно сумеет выполнить эту задачу, это будет его величайшей победой в нынешних архисложных международных условиях.

            Иранский народ в основной своей массе глубоко патриотичен и предан своей стране. Даже многие ярые противники нынешнего правящего режима в Иране никогда не желали зла своей стране. Это и есть добро Ормузда, к чему следует бережно относиться и что следует приумножать. Давно доказано, что революции не происходят из-за бедности или безработицы. Иранскому народу, скорее, не хватает справедливости, что очень важно для Исламской Республики Иран, где политический режим основывается на шиитской доктрине, в основе которой стоит именно принцип справедливости. Власти обязаны обеспечить ее, если хотят выйти с поднятой головой из нынешней борьбы с коллективным мировым Ахриманом.

 

Источник: Кавказский геополитический клуб 

  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Добавить коментарий comment Комментарии (0 добавлено)

Главные новости

|