Всё, что нужно знать о референдуме в Каталонии

Разделы

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Рассылка

Подписаться на рассылку:


  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Оцените содержание статьи?

(всего 44 голосов)
Изменить размер шрифта Decrease font Enlarge font
image

В первую очередь освежим знания о каталонском языке и идентичности

            Каталонцы исторически проживают не только в автономном сообществе Каталония. Ареал распространения каталонского языка принято называть каталонскими землями или каталонскими странами (кат. Països Catalans).

            Каталанский имеет статус регионального языка в трех автономных сообществах: Каталония, Валенсия и на Балеарских островах. В так называемой Западной полосе автономного сообщества Арагон, а также в мурсийской провинции Эль-Карче местное население также говорит на каталанском.

            Фактически независимое государство у каталонцев уже есть - Андорра. Там каталонский является государственным. Однако это карликовое государство Европы территориально не составляет и 10% всех каталонских земель. Да и, справедливости ради, не такое уж оно и суверенное - Испания и Франция выступают в роли ее протекторов.

            Во французском департаменте Восточные Пиренеи каталанский язык также имеет официальный статус. Каталонцы живут даже на острове Сардиния - в городе Альгеро.

 

            Но вернемся в Испанию. В Валенсии местный язык официально именуют валенсийским. И это несмотря на мнение большинства лингвистов, которые сходятся на том, что валенсийский является лишь диалектом каталонского языка. Помимо всего прочего, флаг Валенсии включает в себя уже знакомые всему миру комбинированные красно-жёлтые полосы. Язык и традиционные каталонские цвета на символике свидетельствуют о том, что валенсийцы - это на самом деле этнические каталонцы. Однако в силу объективных исторических процессов, в которые мы сейчас вдаваться не будем, валенсийские каталонцы утеряли свою identitat catalana. И сегодня среднестатистическому валенсийцу испанская корона куда ближе каталонских корней.

            Более того, валенсийцы категорически отказываются считать себя каталонцами и сепаратистские настроения соседей на севере воспринимаются ими также негативно, как и испанцами в Мадриде.

            В Каталонии бытует мнение, что валенсийцы - это заблудшие испанизированные каталонцы, что не удивительно. И знаменитый валенсийский писатель Жуан Фусте это подтверждает.

            Закрывая тему с языками и идентичностью, отмечу, что и на Балеарских островах говорят на своем диалекте каталонского языка, а отдельные товарищи даже называют тамошний островной диалект целым балеарским языком. Однако валенсийские настроения на островах не прижились - родной язык большинство населения островов называет каталонским, а к самим выходцам из Каталонии относятся весьма трепетно. Если кому-то придет в голову покричать pu*ta Barca на Мальорке - косых взглядов не избежать. А за pu*ta Catalunya есть все шансы получить по лицу.

 

Ближе к референдуму

            1 октября референдум о выходе из состава Испании попытаются провести именно в автономном сообществе Каталония.

            Главный козырь каталонцев в глазах мирового сообщества и самих себя - это их священное право на самоопределение, которое гарантирует международное право. И этот принцип вот уже многие десятилетия входит в противоречие с принципом территориальной целостности государств, на чем настаивает Испания.

            Власти в Мадриде заблаговременно выбрали путь жесткого подавления попытки провести референдум - бюллетени изымают; должностные лица, которые замечены в организации референдума, облагаются чудовищными штрафами, а некоторые из членов правительства Каталонии уже задержаны, и в отношении многих из них возбудили уголовные дела. Сразу после массовых арестов тысячи каталонцев вышли на улицы Барселоны требуя освобождения сепаратистов.

            Согласно Конституции Испании, которую после смерти Франко принимала в том числе и Каталония, выход какого-либо региона в одностороннем порядке, даже путем референдума невозможен. Любой вопрос относительно территории и суверенитета страны может решаться путем общеиспанского волеизъявления. Естественно, Мадрид не будет организовывать такого рода опрос, даже будучи уверенным, что население Испании не даст свободу каталонцам. Ведь дать выбор в политике означает - создать прецедент. А прецедент для Испании в данном случае может закончиться потерей территории, если не сегодня, то точно уже завтра. А дальше на очереди будут баски. Затем качественно новое осознание ситуации может прийти и к галисийцам, например. Карточный домик начнёт разваливаться, теряя тузов.

 

Но это вовсе не означает, что без короля тузы заживут благополучно

            Каталония не сможет стать членом Европейского Союза (ЕС), если Испания не даст на это свое согласие. А жить вне ЕС каталонцам будет весьма тяжко с точки зрения экономики. Более четверти испанского экспорта - это экспорт по факту каталонский. И лишившись свободной зоны торговли с Европейским Союзом и некоторыми другими странами, Каталония потеряет очень много денег и перспективы для роста. Скорее всего, и Испания наложит торговые ограничения на новоиспеченное государство.

            Безусловно, в среднесрочной перспективе независимая Каталония потеряет больше, чем приобретет. Но в долгосрочной, пережив в первые годы независимости со всеми тяготами и невзгодами, Каталония может получить признание и стать одной из самых успешных стран Европы.

            Июльские опросы показывали, что большинство населения автономного сообщества выступает за то, чтобы каталонцы могли провести такой референдум. Одобряющих референдум оказалось более 80% от числа опрошенных жителей.

            Тем не менее, все те же опросы фиксировали перевес противников выхода Каталонии из состава Испании - 49%. Лишь 42% были убеждены, что Каталония - не Испания.

            Уже в сентябре, если верить опросу интернет-газеты El Espanol, сторонников выхода Каталонии из Испании оказалось 50.1%.

            Вообще, числа имеют свойство меняться за очень короткий период времени. Достаточно нескольких недальновидных акций испанских властей или наоборот - каталонских сепаратистов, и мы можем фиксировать, что маятник качнулся.

Воевать в Испании, конечно, никто не будет. Это не Ближний Восток и даже не Восточная Европа с известными всем примерами. В западной Европе работают институты демократии, гражданское общество хорошо развито, а люди, независимо от их этнического происхождения, идут в ногу с цивилизацией. И самое важное, на чем я хотел бы заострить внимание, каталонский сепаратизм и испанское противодействие - это не история про национальный конфликт между испанцами и каталонцами. Это нечто иное, что человеку с постсоветского пространства не сразу удается понять. Мы привыкли, что если один народ борется за независимость от другого, то они непременно должны воевать между собой, в какой бы точке земли не оказались. Но в Европе все обстоит несколько иначе.

            Главная проблема референдума в том, что Мадрид пресекает попытки его организации. И если чудом его всё же организуют, то это произойдет фактически в спартанских условиях. А противники выхода региона из Испании могут попросту проигнорировать это событие, как уже случалось в 2014 году. И здесь встанет вопрос о легитимности такого референдума даже на уровне самой Каталонии.

            Но в 2017, как уже многие поняли, дела обстоят намного серьёзнее. И это интересно.

 

Источник: Barcamania:Vsye-chto-nuzhno-znat-referendume-v-Katalonii

  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Добавить коментарий comment Комментарии (0 добавлено)

Главные новости

|