ПРАВИТЕЛЬ ДОЛЖЕН СОВЕРШИТЬ ДОБРЫЕ СЛОВА, ДОБРЫЕ НАМЕРЕНИЯ И ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ

Разделы

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Рассылка

Подписаться на рассылку:


  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Оцените содержание статьи?

(всего 8 голосов)
Изменить размер шрифта Decrease font Enlarge font
image

ПРАВИТЕЛЬ ДОЛЖЕН СОВЕРШИТЬ ДОБРЫЕ СЛОВА,
ДОБРЫЕ НАМЕРЕНИЯ И ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ,
чтобы
КАЖДЫЙ НАРОД ИМЕЛ ВОЗМОЖНОСТЬ НАСЛАДИТСЯ
КРАСОТАМИ МИРА


  Так велит Всевышний и так пишут мудрецы.

  "Первым царем мира был один из сыновей Адама Каюмарс и правил он 30 лет", - пишет Мухаммад Газали. Но Абу Рейхон Бируни в книге "Осор-аль-бокия" более конкретно пишет: "Однако иранцы первым человеком считают Каюмарса и его прозвище Куh-шаh, т.е. "царь горы". А некоторые говорят Гил-шah, т.е. "царь глины" (земли), потому что в то время никого не было. А также говорят, что смысл слова Каюмарс "живой человек" ".

  В словах этих двух великих людей есть противоречие. Один считает Каюмарса сыном Адама. Другой - самим Адамом или "первым человеком".

  Если зороастрийская религия является древнейшей религией, имеющей божественную книгу, то без сомнения Авеста первая небесная книга, представляющая первым человеком Каюмарса . В  Авесте  его имя "Иома" (по-талышски: И – один, первый, "ома" - "пришедший", т.е. "Первопришедший", "Первый человек").

  Нет сомнения, что впервые поклонение единому Богу начали наши предки, населяющие необъятные просторы Великого Ирана . Если сравнить все небесные книги с "Авестой", то быстро можно выявить их общность. Не секрет, что сура "Ихлос" Гурана почти полностью совпадает с текстом из Авесты.

  О том, был Зардушт пророком или не был, есть разные мнения. Может быть, прав величайший германский философ и писатель Фридрих Ницше - автор книги "Так сказал Заратустра", который писал: "Заратустра был самым правдивым пророком мира". И с точки зрения религиозной, и с точки зрения светской наилучшее учение осталось от Зардушта, который тысячелетия назад призывал людей к добрым словам, добрым намерениям, добрым поступкам.

  Абу Рейхон Бируни в книге "Осор-аль-бокия" периодизирует историю арийского народа после Каюмарса и так излагает теорию наших предков о творении:
"История после Каюмарса делится на три части:
первая часть до начала царствования Александра, который завоевал Иран и увез сокровища иранских правителей в свою страну;
вторая часть: после победы Александра до царствования Ардашера, сына Бабака (основателя династии Сасанидов) и установления спокойствия в стране;
и часть третья: с царствования Ардашера, сына Бабака до убийства Яздагерда ибн Шахрияра, когда страна перешла от Сасанидов к арабам и установился Ислам".


  Наши древние предки имели много удивительных преданий о возникновении мира, рождении Ахримана, то есть, Сатаны, о размышлении Всевышнего о мире, о Каюмарсе. Например, они говорили:
"Всевышний удивился в делах (по отношению) Ахримана и вспотел Его лоб. Он вытер пот и стряхнул его в сторону и Каюмарс появился от пота лица (лба). Затем отправил Каюмарса к Ахриману и он победил Ахримана и оседлал его, обошел мир.
Ахриман спросил у Каюмарса: "Чего ты больше боишься?"
Каюмарс ответил: "Если я подойду к воротам ада, мне будет страшно."  
Как только Ахриман достиг врат ада, использовав обман, он бросил Каюмарса на землю. Ахриман сверху бросился на Каюмарса и спросил: "Хочу съесть тебя, с какой части тела начать?"
Каюмарс сказал: "Начинай с моих ног, чтобы я мог некоторое время видеть и наслаждаться красотами мира". Он знал, что Ахриман послушает его и поступит наоборот. Ахриман выслушал его и начал поедать Каюмарса с головы. Когда он дошел до яичников и места спермы, две капли спермы Каюмарса упали на землю и выросли два рибаса (вид кустарника). Среди этих рибасов родились Мард и Мардона, которые соответствуют Адаму и Еве."

 Поэт Абу Али Мухаммад Балхи  говорит, что Каюмарс оставался в раю три тысячи лет, соответственно по тысячелетия Овна, Тельца, Близнецов, а затем спустился на землю. И три тысячелетию, соответственно Рака, Льва и Сунбула (Девы) провел на земле в спокойной обстановке. В это время через Ахримана на земле возникли зло и несчастия.

  Каюмарса потому называют "Куh-шаhом", что в пехлевийском и талышском языках "куh" означает гора. И Всевышний дал Каюмарсу такую красоту, что никто из человеческого рода и животных не мог смотреть на него, ибо падали без сознания. И указанный поэт Балхи говорит, что у Ахримана был сын. Его звали Хузура и этот сын задумал убить Каюмарса. Но Каюмарс убил его. Ахриман пожаловался Богу на Каюмарса и захотел требовать отмщение за кровь. И показал первые мучения и страдания мира, дня воскресения и т.д. Каюмарсу. Каюмарс, увидев все эти мучения, стал жаждать смерти. И Всевышний убил Каюмарса и с его спины две капли упали на гору Домдоз, которая в Истахре. И из этих двух капель выросли два кустарника рибоса и между ними возникла привязанность. И это были Мерд и Мердона. И жили они 50 лет и не испытывали потребности в еде и питье и не было никогда у них в сердцах печали, пока Ахриман не пришел к ним в облике старика и не сказал: "Попробуйте плоды деревьев". И сам начал есть плоды. И готовил для них вино. Мерд и Мердона также выпили его, и появилась у них алчность и они стали сожительствовать. У них родился ребенок. От алчности они съели своего ребенка, пока Всевышний не послал в их сердца милосердие. И после этого у них родились шесть детей. Имена этих детей указаны в Авесте. В седьмой раз родились Сиямак и Фаровак. Когда они поженились, родился Хушанг".


  Мухаммад Газали, который, считает Каюмарса первым царем мира, продолжения родословия царей Пештадидов излагает очень коротко. Приведем его сведения с некоторыми комментариями:
"После него ( Каюмарса ) царем стал Хушанг и правил он 40 лет. Следующим царем был Тахмурас, который правил 30 лет, вел постоянные войны и прославился. Одним из величайших царей был Джамшед - покоритель мира, правивший 700 лет. После него на престол сел Биварасип и стал известным под именем Заххока (с двумя змеями). Он был известен как обманщик и хитрец. Правил он тысячу лет. После этого притеснителя, мошенника, врага Всевышнего на престол взошел Афридун. Он правил миром ровно 500 лет. После него царство перешло к Манучехру, он обладал большими знаниями, осуществил величественные дела. Правил 120 лет. Царствование Нузара продолжалось 12 лет. После пришел Афросиёб и взял Иран. Ему были присущи ночные атаки, отвага, мужество. Царствовал 12 лет. После него к власти пришел Тахмасп, человек мужественный и умный. Правление его продолжалось пять лет. После него царствовал Кейкубад, который организовал войска, хорошо относился к подданным, правил он 120 лет. 60 лет правил Кейхосров. Им были осуществлены большие дела, после чего стал отшельником. Правил он 60 лет. Затем 40 лет правил Лахрасп. После него наступило царство Гуштаспа, который принял религию Заратустры и правил он 120 лет. После него власть перешла к Бахману Исфандиёру, который мстил и воевал 112 лет. После него на престол села его дочь Хумой. Она была умная, правила 17 лет. После нее сел на престол Доро. В годы правления его произошли поражения и печаль. Правил он 41 год. И после него пришел Александр Македонский (Двурогий) он много путешествовал по миру, видел много необычайного, завоевал много земель. Царствовал 36 лет. После Александра 33 года правил Ардашер. Урмузд правил 3 года и 3 месяца. После него правил Бахром ибн Бахром, который царствовал 10 лет. Затем 9 лет царствовал Бахром Бахромиён. Также 9 лет правили Насри, Хурмуз ибн Насри правил 75 лет. После него царем был Шопур Зулактоф (имеющий широкие плечи, здоровый) и правил он 70 лет. После него Ардашер, брат Шопура ибн Шопура стал царем и правил 12 лет. И уже после него стал царем Яздагерд притеснитель и занимался он гнетом и притеснением. Правил он 30 лет. После него был Бахром Гур и занимался он больше всего охотой, пирами, наслаждением. Правил он 63 года. После него был Яздагерд сын Бахрома и правил он 18 лет. После него был Хурмуз и царем он был 9 месяцев. Затем был Фируз ибн Хурмуз и царствовал он 11 лет. После него был Ашк и правил он 5 лет и два месяца. После него царем стал Джомосб Мудрый, он хорошо знал астрономию. Правил он год и шесть месяцев. Затем был Анушервон Кисро и был он гордостью всего Ирана, Кисро славился справедливостью, благочестием, благоустройством области и правил он 48 лет. После него 12 лет правил Хурмуз. После него был Шируя ибн Хисрав и царствовал он всего 7 месяцев. После него был Ардашер и царство его продолжалось год и шесть месяцев. После него царем стал Авгуроз, который царствовал 55 лет. После него царицей была Турондухт и царствовала она 6 месяцев. После нее была Азармидухт и царство ее длилось один месяц. После нее был Фаррухзод и правил он 4 месяца. И после него был Яздагерд ибн Шахриёр. Он был последним царем Аджама и его правление продолжалось 36 лет."


  Одним словом, до ислама и арабского завоевания на Аджамский престол взошли более 40 арийских царей. Если оценить с практической стороны деятельность указанных царей можно сделать два очень интересных вывода:

Первый: Все цари, которые правили свыше 70 лет до 1000 лет, история их царствования не уменьшается в одну человеческую жизнь. Образцы таких царей вошли в сказки и предания, стали художественными образами, и народ воспринимает их как историческую правду. Я тоже сомневаюсь в исторической реальности этих царей. Но существование представления о них имеет социально-воспитательное и политическое значение.

Второй вывод: Когда пишут, что цари правили до одного года, это не противоречит исторической правде. Мы из истории человеческой цивилизации хорошо знаем, неизвестно случаи, когда человек проживал бы 170 лет.

  С точки зрения справедливости, добра и зла, заботы и притеснения и десятка других внутренних и внешних явлений, мы можем разделить всех их на четыре группы:
Большинство из них были миролюбивыми, друзьями народа, Родины и своих областей. Боролись за благосостояние людей и благоустройство страны. Они проявляли мужество, героизм и величие в выполнении своих обязанностей. В их деятельности чувствуется справедливость, доброжелательное, справедливое отношение к другим людям. В их словах и делах свято чтился акт (договор, соглашение), т.е. договор о сотрудничестве, власти, патронаже, вассальных отношениях, доверии, дружбе, совместных действиях в благих делах и т.д., закрепленный присягой.
Поэтому большинство из них в истории прославились под прозвищем "Справедливый" и остались в памяти народа как добрые цари.

  Другая их часть действовала в свою пользу и в пользу народа. Прилагали усилия действовать во благо себя и близких. Они ставили выше всего наслаждение и удовольствие. Поэтому их век во власти был непродолжителен. И их имена вошли в историю цивилизации как цари эгоисты, самолюбцы и останутся в памяти народа такими.

  Третья группа царей была глупцами, программа деятельности которых основывалась на обмане, интригах, притеснении, гнете и массовых казнях. Здесь особо нужно подчеркнуть имя мифологического царя Бивараспа, правившего более 1000 лет. Его также называли Закхоком Зулхаятайн (с двумя змеями). Он путем, обмана, хитрости, коварства притягивал в свои сети своих и чужих, притеснял народ и оставил после себя отвратительный образ. Любой государственный деятель, ставший его последователем, не оставит после себя доброго имени в истории!

Некоторые из них избрали стезю захвата и завоевания других стран путем войны, массовых казней и т.д. Этих царей не одобряли ни народ, ни Бог. Притеснитель, захватчик, поджигатель войны, тиран, угнетатель никогда не будет уважаемым и авторитетным среди своего народа и других народов. Религия тоже, без всякого сомнения, осуждает таких царей.

  Бог учит человека: "Прежде всего, прилагай усилие в исправлении своих убеждений и держись подальше от язычества, ереси, веры в волшебников, обманщиков, гадалок и заклинателей".

"Теперь, - говорит Газали, - знай, что все, о ком мы упомянули, были царями и властелинами земли, могущественными людьми, но прошло их время, они ушли, осталось от них только доброе имя и дела их добрые, о чем мы говорили. И знай точно, что память о людях это слово. Его упоминают по его делам. Если он был добрым, то помнят его добрым словом. Поэтому людям необходимо сеять семена добрых дел и остерегаться дурных поступков, чтобы после них осталась добрая слова, а не дурная".

  Из этого можно прийти к выводу, что во все времена добродетельные люди оставляют после себя хорошую славу, добрую память. И добрая их слава переходит из уст в уста. Наоборот, злодеи остаются со злодейством и дурной славой. Поэтому каждый человек должен прилагать усилия, держаться подальше от гнева, зависти, ненависти и других человеческих дурных наклонностей.

  Понятие "справедливость" во всех религиях упоминается термином "божья справедливость". Она требует от людей иметь между собой доброжелательные, чистосердечные, заботливые отношения и по мере сил помогать родителям, сиротам, соседям, родственникам. Среди верующих людей и Всевышним, посредством небесных книг, заключен своего рода духовный договор.

  Договор (ахд) как нравственная категория используется для упорядочения и регулирования работ и действий на основе совести и справедливости с целью укрепления обоюдных и совместных отношений. Государственный деятель, заключивший ахд с одним или нескольким и государствами должен соблюдать ахд до конца, потому что это требование справедливости и благочестия.

  Как говорят, обманщик и вероломный человек (нарушитель ахда) является врагом Бога и его слуг. И мы хорошо знаем из истории, что несоблюдение ахда, обманом и хитростью нарушение договоренности, становится причиной раздора, вражды, трагических событий, переворотов, превращения друга в врага, появления разногласий между индивидуумами и нациями.

  Вот подумав над тем, что велит нам Всевышний и прочитав написанное в разные времена мудрецами из разных стран, начал беспокоится над судьбами моего народа и Родины. Наблюдая над происходящими в нашей стране за последние годы, пришел в отчаяние- правители нашей страны видимо давним давно забыли и самого Всевышнего и Его слова. Давно они сотрудничают с самим Ахриманом и не совершают добрые дела. Страдают же от этого народы, проживающие в нашем многострадальном Азербайджане – и тюрки, и талыши, и лезгины, и аварцы, и парсы и все остальные, которые вследствие правления ненавистного народом режима лишены возможности наслаждаться красотами мира.

  Спасибо за внимание.




Новрузов Машаллах Ханыш-зода родился 1 января 1938 г. в с. Сори Ликского района Азербайджанской Республики. По профессии – столяр-реставратор. Славится как большой знаток талышской истории и культуры.

  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Добавить коментарий comment Комментарии (0 добавлено)

Главные новости

|