ТАЛЫШИ И ЗЕМЛЯ

Разделы

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Рассылка

Подписаться на рассылку:


  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Оцените содержание статьи?

(всего 113 голосов)
Изменить размер шрифта Decrease font Enlarge font
image

ТАЛЫШИ И ЗЕМЛЯ

Лейла Шарифова,
ТНТ-13.06.2016 г.

                Дорогие мои братья и сестры!

                На дворе уже июнь.. Пора сенокоса.

                Вчера я сидела на балконе, любовалась деревьями и вспомнила один эпизод из моей жизни, породивший мысли, которыми хочу поделиться с вами.

                Лет 15 тому назад, когда я была студенткой Герценского института в Петербурге (сейчас это, кажется, университет), писала курсовую работу о сельскохозяйственных терминах в германских языках. Бродила по библиотекам – интернет тогда не был так распространен, штудировала литературу, очень хотела написать хорошую работу.

                Однажды, когда обсуждала тему с моим руководителем, та сказала: “Лейла, а почему не ходишь на семинары профессора N? Он как раз – ваш земляк, азербайджанец. По средам он ведет семинар по индоевропейской лексикологии, в которой обязательно рассматривается и германская лексика. Это очень умный человек, талантливый ученый”, - добавила она.

                Я тут же подумала: “Боже мой, где - азербайджанец, а где – индоевропеистика... Читает какую-то ерунду, а студенты бедные слушают!”. Руководитель моя явно не знала, что я к туркам большой любви не испытывала, всегда старалась держаться подальше, даже уехала в Питер, а они и тут появились. Я не стала вдаваться в подробности, объяснять, что я – не азербайджанка, а талышка. Тем не менее, в  ближайшую среду решила пойти на семинар профессора.

                Народу было не так много – старшекурсники и некоторые преподаватели. В основном лектор  говорил о видах сельскохозяйственной деятельности у древних индоевропейцев. Это был благообразный седой высокий мужчина, говорил он уверенно, со знанием дела. Все усердно записывали его слова. На турка он не был похож. В нем не было присущим им  слащавости и кокетство, которые так отличают их повсюду, в том числе и в России – один посол БюльБюльоглы чего стоит!

                Я бы даже приняла профессора за европейца... Подумала, наверное, он – тат, хотя отуреченные таты, да и не только они, еще больше похожи в поведении на турок, чем сами турки...

                Профессор говорил о формах хозяйствования и приводил термины, касающиеся темы лекции. Вдруг он сказал: “Индоевропейцы называли землю так-то, а вот у древних иранцев земля называлась “зам”. У нынешних иранских народов, например, у талышей – это “замин”...”.   Сказав “у талышей”, он посмотрел в упор на меня. Я просто опешила. И далее профессор стал подробно говорить не столько о германской, сколько об иранской лексике, то и дело приводя талышские термины и поглядывая на меня.  А я записывала все, что он говорил, хотя и была очень смущена. Я расскажу вам сегодня чуть позже – в течение передачи – о тех интересных терминах, о которых поведал нам  профессор. Мы вернемся к ним в отдельной рубрике...

                Возвращаясь же к своему повествованию, скажу, что это была самая интересная лекция в моей жизни! Вышла из аудитории, обуреваемая мыслями, и вдруг услышала, как профессор окликнул меня по-талышски: “Красавица, подожди!”.  Я обернулась: “Так вы талыш?! Но как вы узнали, что я талышка?”. Он усмехнулся и ответил: “Я долго живу на этом свете, девушка! Я не мог спутать тебя ни с кем – и глаза, и выражение лица, и строгость, свойственная нашим женщинам – никакого гаремного кокетства, ничего такого. Наши женщины – ожившие осколки Талышских гор.  Да и какая азербайджанка увлечется германской лексикологией!”.

                Он даже не спросил, как меня зовут. Я сказала, что и у меня промелькнула та же мысль в его отношении – какой же азербайджанец будет читать семинар по индоевропеистике... Он улыбнулся, окинул меня отцовским взглядом, глаза у него были очень грустные. Мы пошли в буфет, пили чай, разговорились... И вдруг он говорит: “Знаешь, вчера я сидел на балконе, смотрел на мрачное питерское июньское небо и вспомнил нашу Родину, Талышистан. Сейчас у нас время сенокоса... Наши поют песни, посвященные сенокосу. Сколько у меня таких записано! Не представляешь, какой ты для меня подарок сегодня! Всю дорогу на работу я был в мыслях - думал о наших горах, о покрытой цветами земле... Вошел в старое здание института, в аудиторию, в окнах которой – опять мрачное небо и моросящий дождь. И вдруг вижу: передо мной – оживший камень нашей земли, с интересом разглядывающий меня. А ты еще спрашиваешь, как я тебя узнал! Это же мистика! Я думаю о нашей земле, находясь так далеко от нее, а Бог посылает мне в качестве подарка кусочек моей змели. Ведь тема сегодняшней лекции была совсем другой изначально...”.

                Грустные глаза профессора наполнились влагой, он встал, поцеловал меня в голову и молча ушел. Я долго сидела не двигаясь. Меня душили слезы. Его отцовский поцелуй моих волос очень растрогал меня. Больше мы с профессором не встречались. Я вскоре перевелась в Москву.  Но всякий раз в июне, в сезон сенокоса, я вспоминаю его и сказанные им слова: “Помни, талыш и его земля – единое целое. Без талышской земли нет талыша. Именно земля делает нас единым народом. За годы независимости Азербайджана эти мерзавцы уничтожили все традиционные формы хозяйствования у талышей, чтобы оторвать нас от нашей земли. Никогда не оставляй свою землю, девочка! Если невзгоды жизни забросят тебя к чужим берегам, сохраняй связь с нашей землей. Помни, все цивилизации в мире созданы оседлым народами, а не кочевыми ордами. Ты должна гордиться тем, что принадлежишь к цивилизованному народу. Так служи своему народу всегда – в любой форме!”. 

                Вот какие мысли меня вчера посетили, дорогие мои братья и сестры. Земля действительно – наша душа. Талышская земля священна. Сохраняйте эту землю в сердцах, и тогда она обязательно будет нашей. В отличие от кочевников, для нас родина –  земля, а не шатер из козьей шерсти. Именно поэтому у них понятие “родина” передается выдуманным словом “ана-юрду” - “материнская юрта”. Мы, в отличие от них, - люди земли, а не шатра!

                Да здравствует талышская земля – душа нашего народа!

Да здравствует независимый Талышистан!

                Да здравствует Национальное Телевидение Талышистана!      

 

ТНТ-13.06.2016 : ТАЛЫШИ И ЗЕМЛЯ
  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Добавить коментарий comment Комментарии (0 добавлено)

Главные новости

|