Спасет ли слепота Азербайджанскую Республику?

Разделы

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Рассылка

Подписаться на рассылку:


  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Оцените содержание статьи?

(всего 310 голосов)
Изменить размер шрифта Decrease font Enlarge font
image

Без досок и гвоздей дом не построишь, и, если не хочешь, чтобы дом был построен, спрячь доски и гвозди. Если не хочешь, чтобы человек расстраивался из-за политики, не давай ему возможности видеть обе стороны вопроса. Пусть видит только одну, а ещё лучше – ни одной.

 Рэй Брэдбери. 451° по Фаренгейту

 

  Дискуссия с представителями властей Азербайджанской Республики или даже их работниками – представителями азербайджанской агитпропаганды на тему прав коренных народов в первом случае невозможна, а во втором случае просто бессмысленна, т.к. Вы вынуждены говорить с людьми, способными повторять одну истрепавшуюся пластинку «о прекрасных условиях жизни талышей, лезгин и т.д.».

  В Азербайджанской Республике постоянно утверждают, что проблемы в связи с коренными народами в стране нет, и что они совершенно не обращают внимания на действия Талышского Национального Движения и т.д. Это выглядит курьезным, учитывая как болезненно они реагируют на любые действия ТНД. Вот и пресс-конференция лидеров ТНД в виртуальном дискуссионном клубе Мысль  вызвала очередной шорох а-нам-все-равно в азагитпропаганде АР. Видимо, только дочитав мой комментарий  ( http://tolishpress.org/news/3076.html ) на свою статью, любитель слова глашатай Заур Нурмамедов написал своеобразный ответ с заголовком Если даже нас в Азербайджане всего лишь 1 500 000…http://www.vesti.az/news/240813 . Кроме множества впустую соединенных друг с другом слов, не несущих фактически никакой информации, у автора есть несколько вопросов, адресованных мне. Я не стану смахивать на них рукой. Отвечу. У нас нет страха перед кем-либо или чьими-либо вопросами. Но я тоже задам несколько ответных вопросов г-ну Нурмамедову: надеюсь, храбрости у него хватит и на то, чтобы ответить на них.

  Прежде чем приступить к вопросам бакинского журналиста, только замечу один улыбнувший меня момент в его статье. Заур Нурмамедов, обидевшийся, видимо, на то, что я написал, что выражение  дружеский совет, которое было адресовано им А. Чаблину, обычно ассоциируется с последним (или предпоследним) предупреждением представителей криминального мира своим оппонентам, попытался это опровергнуть. Но буквально в следующем же абзаце пишет Далее Искандари попутал рамсы…. Богаты Вы, однако, на литературные выражения, г-н Нурмамедов.

  В своем комментарии я упоминал о смехотворных данных переписей населения АР в 1999 и 2009 годах (об официальном отсутствии в Баку  талышей, о более чем двойном уменьшении за 10 лет населения одного из талышских районов и т.д.). Эти данные г-н Нурмамедов почему-то назвал документально неподтвержденными. А официальный Баку старается всячески скрыть эти данные (результаты переписи имеются лишь в некоторых госучреждениях; сайт азкомстата не публикует этих данные). В общем-то, неудивительно, что АР стыдно открывать эти данные: они – сущая нелепость. Г-н Нурмамедов обратитесь в эти госучреждения, если у Вас нет результатов переписи и просмотрите их. Я, вообще, считаю эти данные фикцией (хотя бы в связи с теми смехотворными изменениями, которые я упомянул), а Вы, полагаю, убедитесь в этом, если тщательно изучите (но не признаете, конечно. Да нам и не нужны Ваши признания, признайтесь хотя бы сами себе).

  Г-н Нурмамедов удивляется моим словам о том, что в Баку целые пригороды и кварталы населены талышами. Пусть расскажет, кем же, по его мнению, населен пригород Баку Бина или Маштаги? Ведь всем известно, что десятилетиями в нем живут переселенцы из Лика и других населенных пунктов талышинцев (в Маштаги – совместно с местными татами).

  После сказанного выше он вспоминает о всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, согласно которой в Ленкоранском уезде проживало 34 991 талышеязычных. И предлагает мне объяснить ему, как численность талышей за чуть более чем сто лет достигла 1,5-2,5 млн. человек, а также причины талышского бэби бума.

Известно, что переписи населения (тем более первая всеобщая перепись населения РИ) имели значительные изъяны, о чем не раз писали разные исследователи и сами переписчики: не все талышские селения переписывались (в связи с отгонным скотоводством, переписчики часто не могли застать жителей деревни на месте; а часто этому препятствовали разбойники и беспокойность региона), нередко имела место недобросовестность переписчиков (талыши переписывались в качестве татаров), или, – что тоже бывало, – талыши по тем или иным причинам скрывали свое происхождение (это явление имело место и во времена СССР, и имеет место и во времена АР). Но, давайте оперировать подручными цифрами, чтобы Заур Нурмамедов не обвинил нас в том, что мы все перевираем.

Первые сведения о численности талышей после присоединения Северного Талыша к России мы встречаем в статье Провинция Талышинская, опубликованной в Журнале МВД (СПб., 1831. Часть V. C. 79-81), где указывается цифра в 26.000 душ обоего пола.

В  Обозрении Талышинского ханства в медико-топографическом и статистическом отношении за 1836 год (составитель - П. Заблоцкий, опубликовано в Журнале МВД: СПб. 1837, №№11-12) численность талышей указывается как 30.000 душ обоего пола.

В 1855 г. П.Ф. Рисс в статье О талышинцах, их образе жизни и языке (Записки Кавк. Отд. Имп. Русс. Геогр. Общ. Кн. III. Тифлис, 1855. С. 1-71) на основе Свода статистических сведений о населении Закавказского края указывает численность талышского населения в  50.510 чел. Кавказский календарь на 1894 г. определил число талышей в 88.449 человек.

После всех этих вполне заслуживающих доверия данных различных источников в худшем случае глупец, а в лучшем – недоброжелатель нашего народа может утверждать, что якобы в 1897 году нас было всего лишь 34 991 талышей. Но это еще не все!

По данным АЗУНХУ (Азербайджанское управление народно-хозяйственного учета) на 5 апреля 1931 г., талышей было 89.398 чел. (см.: Миллер Б.В. Талышский язык. М., 1953. С. 9). Перепись населения СССР 1937 года, результаты которой были засекречены по прямому указанию Сталина, выявила, что численность талышей составляет 99.244 (см.: В.Б. Жиромская, И.Н. Киселев, Ю.А. Поляков. Полвека под грифом секретно. Всесоюзная перепись населения 1937 года. М.: Наука. 1996. С. 87). А уже через два года, во время переписи населения 1939 года численность талышей неожиданно  уменьшилась и составила 87.510 чел. Но еще более интересным выглядит тот факт, что численность тюрков здесь указана 2.134.648 человек, в то время как всего десять лет назад - во время переписи населения в 1926 году их было 1.437.977 чел.. То есть прирост странным образом составляет 696.671 чел.! В оригинале, - как об этом пишут В.Б. Жиромская и др., - это число указывается с пометкой за счет перевода в тюрки”” (там же. С. 88). То есть, становится ясно, что чуть ли ни все мусульманское населения Аз. ССР, в том числе и талыши, поголовно записывалось тюрками.

Чтобы г-н Нурмамедов хоть что-то понимал во всех этих цифрах, предлагаю ему ознакомиться с небольшим отрывком из статьи Г. Ф. Чурсина Талыши, опубликованной в №4  Известий Кавказского Историко-археологического института  в 1926 году. Вот что он пишет: …Отюречением талышского населения низменной части Талыша объясняется, почему статистические данные о количестве талышей оказываются неточными и ненадежными…. После 1886 г. талыши не выселялись и не вымирали. Ясно, что значительная часть талышей, по признаку языка, причислена к тюркам.

Взяв за основу для подсчета талышеязычного населения вышеприведенные цифры, мы получим  цифры, о которых написал К. Мирзализода, так раздосадовав Заура Нурмамедова. При этом отметим, что такой подсчет хоть и грубый, так как не учитывает множество факторов, но он дает некий ориентир.

Но интересно другое! Раз речь пошла о количестве населения АР, пусть наш  визави  ответит на такой весьма безобидный вопрос: где в переписи населения 1897 года Вы, г-н Нурмамедов, нашли азербайджанцев? Там же вовсе нет такого народа. Откуда же взялся этот народ? Кто же придумал ему название? (Раскрою Вам еще один секрет: для талышей азербайджанцев не существует и сейчас, - в талышском языке просто нет слова азербайджанец, есть только слово тырк).

В подобном случае, почему же господа Искандари, Гумматов, Мирзализода, Абосзода и иже с ними до сих пор не могут справиться с 1,5 млн. азербайджанцами?.

Интересно, чего добивается представитель азагитпропа этим своим, относящимся к числу риторических, вопросом? Не уж то, он хочет уточнить для себя точную дату развала этого гособрозования, чтобы вовремя успеть сделать ноги, как это в свое время сделали многие его соплеменники, когда один за другим сдали Карабахской армии деревни и города? Вполне возможно. Но нас эта сторона данного вопроса интересует меньше всего. Для нас интересно то, что азери-тюрки до сих пор тешат себя иллюзиями, что якобы имеют государство, а на самом деле вся власть здесь давно уже захватили курды. Это говорит о том, что даже без участия талышей и других коренных народов не имеющие никакой исторической связи с этими землями курды сами справились с тюрками, успешно отняв у них все и вся, что, судя по настрою г-на Нурмамедова, последние испытывают от этого неимоверное удовольствие!

Что касается нас, то, г-н Нурмамедов, вы до сих пор не понимаете или же не ведете себя так, как будто не понимаете, что мы не боремся против азербайджанцев (тюрков) или какого-либо другого народа. Мы боремся за возрождение государственности Талышистана. А этого мы добьемся вне зависимости от того, противостоят ли нам 1,5 млн. или 50 млн.

Но у меня к Вам, г-н Нурмамедов, другой вопрос: а чего же вы, с самой сильной армией на Южном Кавказе, не можете одолеть Армению, которую покинуло половина ее населения, бедную и обнищавшую, как утверждает азагитпроп? Почему же почти 10 млн. нефтяных богачей с современнейшим обмундированием и оружием не могут одолеть 1,5 млн. бедняков, весь бюджет которых и близко не соизмерим с одним вашим военным бюджетом? Подумайте, прежде чем адресовать нам такие, мягко говоря, наивные вопросы.

Далее Заур Нурмамедов переходит к моему замечанию о 4,5 млн. еразов в АР, о которых упоминал Хафиз Гаджиев: Неужели для вас авторитетом в политике является Хафиз Гаджиев, слова которого даже в Азербайджане никто не воспринимает всерьез?. Не волнуйтесь авторитетом для нас не является ни Хафиз Гаджиев, ни Ильхам Алиев, и, честно говоря, мы не видим никакой разницы между этими двумя курдами. И статистические данные обоих стоят друг друга (второй претендовал на президентство 50 млн. азербайджанцами).

После Гаджиева г-н Нурмамедов переходит к Ирану и спрашивает, почему же там в школах не преподают тюркский язык, и не является ли отсутствие преподавания тюркского языка политикой ассимиляции?.

Любите вы себя с Ираном сравнивать , однако. Нет, в Иране не преподаются языки неперсоязычных народов страны. Это вызывает сожаление и неприятие не только у тюрков, но и талышей (в том числе и у автора этих слов), мазандаранцев, курдов, белуджей и др. Но при этом сравнивать Иран и АР в области национальной политики просто смехотворно. Если Вы считаете ситуацию, сложившуюся в Иране, политикой ассимиляции, то дайте адекватное название тому, что происходит в АР с талышами и другими коренными народами страны: в Иране у тюрков 5 телеканалов (не говоря уже о радио); сколько теле- или хотя бы радиоканалов у талышей в АР? В Иране есть две провинции Азербайджан; есть ли провинция Талышистан в АР? В Иране во время предвыборной кампании говорят о правах неперсоязычных народов; когда в АР говорили о правах и свободах коренных народов? В Иране тюркский исследует в ВУЗах; где в АР исследуют талышский язык? Проявите мужество, назовите и политику АР в отношении коренных народов политикой ассимиляции.

Заур Нурмамедов пишет:  В Азербайджане же с 1990-1991 годов преподают в школах талышский язык. В настоящее время талышский язык преподают в 1716 классах 248 школ по 2 часа в неделю. Не позорьтесь, Заур. Какое учебное заведение подготавливает учителей талышского языка? Когда последний раз переиздавались учебники талышского языка в стране (а должны они переиздаваться каждые пять лет)? Или расскажите, почему один из авторов учебников талышского языка – Новрузали Мамедов – был убит в тюрьме?

Что касается слов Нурмамедова о Талыш-Муганской Республике, скажем вот что:

1. Созыв парламента республики был полностью законным в сложившихся тогда условиях, гораздо более законным, нежели устроенный Г. Алиевым госпереворот.

2. Ваши коллеги могут легко найти для Вас видеокадры созыва Меджлиса ТМАР. Просмотрите эти кадры, и Вы увидите, насколько свободным было волеизъявление талышей и не только талышей (в парламенте было достаточно и местных тюрков). Совершенно свободно была провозглашена автономная республика, Конституционный закон, избраны (!) президент и спикер Меджлиса.

3. У тех же коллег попросите материалы и по митингу против избранного Меджлисом правительства. Многотысячная толпа» и «огонь по безоружным людям - очередные фикции, придуманные нынешним режимом. Вы можете тешить себя иллюзиями, что талышский народ якобы не желает возрождения своей государственности. Тем больнее и страшнее Вам будет наблюдать, как талыши поднимут над Ланконом флаг независимого Талышистана!

4. Уточните в том же пункте, за что был осужден А. Гумматов. И Вы узнаете, что даже Ваши боссы не смогли инкриминировать ему провозглашение ТМР как преступление.

А теперь ответьте Вы, Заур Нурмамедов:

  1. Насколько патриотичным был сепаратный мир Г. Алиева с армянами во время Карабахской войны, когда последний был главой Нахичевани? (В то время как, увы, тысячи талышей во главе с Алакрамом Гумматовым добровольно воевали на фронте.)

  2. Был ли Г. Алиев сепаратистом и предателем, когда 9 января 1990 года чрезвычайная сессия Верховного Совета Нахичеванской АССР приняла постановление о выходе Нахичеванской АССР из Союза ССР и объявлении независимости, а Верховный Совет Нахичевани обратился за помощью к ООН, Турции, Ирану и ко всем государствам мира. В постановлении (п. 6) указывается: Довести данное постановление до сведения государства Азербайджанской ССР и государства СССР.

  3. Почему Ваше правительство (а Вы, вероятно, поддерживаете их идею) предлагает армянам, которых называет постоянно врагами, наивысшую форму автономии, а когда талыши, которых вы постоянно называете братьями, провозгласили автономию, вы назвали их предателями и сепаратистами?

  4. Как АР может быть унитарным государством, если в ее составе существует Нахичеванская автономная республика с собственной армией, а карабахским армянам предлагается автономия?

    В конце своей статьи З. Нурмамедов пишет в мой адрес: Он молчит как сыч по поводу того, почему же талышские сепаратисты провели виртуальную пресс-конференцию в Виртуальном дискуссионном клубе Мысль, создателем которого является армянин по имени Арам Аствацатуров, администратором Александр Гулян, а активным участником группы Антуан Гургенович Аракелян? Не говоря уже о том, что основателем радиостанции Голос Талышстана является Гарник Асатрян. Не кажется ли вам господин Искандари, что в этом заказнике много крикливых обезьЯН?.

    Во-первых, я не думалмолчать по поводу создателя дискуссионного клуба Мысль или проф. Асатряна и радиостанции Голос Талышистана (более того, я пару лет назад написал статью о начале вещания этого радио и той панике, которая началась в АР в связи с этим). Во-вторых, я не вижу, что здесь я мог скрывать и о чем мог молчать как сыч? То, что перечисленные Вами господа – армяне? Не дай Бог мне впасть в подобный маразм и считать, что подобную информацию необходимо скрывать. Ни для меня лично, ни для моих единомышленников, это никогда не имело никакого значения. Любой, кто помогает нашему народу в его освободительной борьбе, является нашим другом, а любой, кто пытается уничтожить, ассимилировать наш народ, является нашим врагом, - вне всякой зависимости от того, тюрок ли он, армянин ли он, русский ли он, перс ли он. Так было и будет всегда. Мы всегда будем рады поддержке и помощи наших друзей!

    А теперь я бы хотел задать Зауру Нурмамедову заключительные вопросы:

    Если Вы действительно считаете, что талыши, лезгины, таты и другие коренные народы являются равноправными с тюрками (азербайджанцами) гражданами АР, то объясните мне, что это за равноправие:

    - когда у вас есть множество телеканалов на родном языке, а у нас ни одного;

    - когда у вас есть множество радиоканалов на родном языке, а у нас ни одного;

    - когда у вас есть множество даже националистических тюркских партий, а у нас нет ни одной, просто представляющей наш народ;

    - когда у вас есть система образования на родном языке, у нас ее нет;

    - когда ваши язык, культура и история всячески изучаются и пропагандируется в обществе, а наши нет, даже негласно запрещаются;

    - когда вы позволяете себе декларировать лозунги вроде у турка нет друга кроме турка, но даже в страшном сне не можете себе представить, что талыши скажут у талыша нет друга кроме талыша;

    - когда тюркские населенные пункты не переиначиваются и не переименовываются на талышский лад, названия талышских населенных пунктов переиначиваются и переименовываются на тюркский лад, а когда талыши используют исконные талышские названия, вы называете это сепаратизмом;

    - когда мы не называем Вашу страну Юго-восточно-кавказской республикой, вы позволяете себе переименовывать Северный Талышистан в Южный регион;

    - если нашего всемирно известного лингвиста сажают в тюрьму и среди обвинений указывают пропаганду талышского языка и культуры, публикации в редактируемой им газете статей о том, что Бабек был талышом, его обращение в международные организации (ООН, ОБСЕ и т. д.) о нарушении прав нацменьшинств, формирование отрицательного имиджа Азербайджана, обращение в Общественное Телевидение с целью открытия передач на языке талышей, регистрация в Министерстве Юстиции Талышского Культурного Центра и газеты "Толыши Садо", сотрудничество с зарубежными исследователями и написание на основе полученных  в местах компактного проживания талышей "разведданных" научных трудов;

    - если тюркская история (которая зачастую является продуктом советских и пантюркистских мифов) всячески превозносится в школьных учебниках, а талышская – стирается, как стирается даже просто само название Талыш?

    О каком братстве вы говорите, если вы не считаете, что мы имеем те же (!) права, что и вы – не больше, ни меньше? Вы считаете нас, нашу культуру, нашу историю и наш язык не достойными ровно (!) того же, что и вы, ваша культура, ваша история и ваш язык? С какой стати? Кто вы такие, чтобы определять, какими правами мы можем обладать, а какими не можем?

    Нам не нужно ни такое лицемерное братство, ни такое иллюзорное равноправие. Мы не можем жить с такими как вы согражданами в одном государстве. Мы хотим жить в свободном Талышистане!



  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Добавить коментарий comment Комментарии (1 добавлено)

  • Опубликовано Левон Грантович Мелик-Шахназарян, 15 Март, 2015 03:23:38
    Уважаемый Рустам! Поздравляю Вас с очередной статьей, развенчивающей пропаганду тЫрков (раз уж Вы написали это слово). Несмотря на то, что Ваша статья имеет конкретного адресата, она, как я понимаю, менее всего предназначена ему, ибо этот тырк далек от всего того, к чему Вы его призываете: мужества, честности, искренности и так далее. Однако меня заинтересовало Ваше замечание о том, что, цитирую “в талышском языке просто нет слова “азербайджанец”, есть только слово “тырк”. Удивительно, но слова “азербайджанец” нет и в армянском языке. Обычно их называют “турк”, но, кроме того, в бывших до 1988 года регионах со смешанным населением армяне называли их еще и по преобладающему в регионе племени. Так, армяне зоны Гандзака называли живущих в горах турок айрумами, а в долинах в основном обитали терекемены. Армяне зоны Казаха (Халхал) называли турок карапапахами, вновь по названию преобладающего в районе тюркского племени. Примеры можно приводить долго, но вот что интересно: лезгины, в просторечье называющие закавказских турок “циапами”, еще зовут их каджарами, или, значительно меньше, падарами, вновь указывая на преобладающее в регионе племя. На самое интересное заключается в том, что слова “азербайджанец” нет и в языке закавказских турок. За много лет общения с ними и изучения их быта и нравов, я ни разу не встретил закавказского турка, называющего себя “азербайджанцем”. “Мусульманин”, - вот их самоназвание. Слово “азербайджанец” до недавних пор использовалось исключительно за пределами Азербайджана, и лишь в последние годы стало употребляться на письме. В быту же, в качестве самоназвания, прочно существуют зависящие от племенного говора различные вариации слова “мусульманин”:мюсюльман, мюсярмян, мусюльман и так далее. В моей книге “Этнополитика Азербайджана” есть пример, взятый из жизни, когда “мусульманин” говорит исследователю: “Я – мусульманин, а мой сосед талыш”. Комментарии, уважаемый Рустам, думаю, излишни.

Главные новости

|