Завтрашний день Заратустры

Разделы

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Рассылка

Подписаться на рассылку:


  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Оцените содержание статьи?

(всего 8 голосов)
Изменить размер шрифта Decrease font Enlarge font
image

            Талыши – один из древнейших и крупнейших азиатских народов, не имеющих собственной государственности. По разным оценкам, это от 1 до 2 миллионов человек, которые разбросаны сегодня по Ирану, Азербайджану и России.
            Чем живет диаспора, а главное – как далеко талышская молодежь готова зайти в борьбе за независимость? Об этом рассказали лидеры национального движения на виртуальной пресс-конференции, собравшей аналитиков и журналистов со всей России. 

Корни Южного Кавказа

            На популярной Facebook-площадке – в дискуссионном клубе Мысль завершилась большая пресс-конференция лидеров талышского национального движения.
           
В ней приняли участие председатель одноименного движения Алиакрам Гумматов, председатель Комитета защиты прав талышского народа Сабарз Мерд и главный редактор информационного агентства TolishPress.org Кахин Мирзализода. К участию в дискуссии в качестве политического обозревателя КАВПОЛИТа был приглашен и автор этих строк.
           
Талыши – это коренной, ираноязычный народ Южного Кавказа (горная и предгорная область Талыш), причем большое количество талышей, выходцы из Азербайджана, живут в России.
           
По оценкам Кахина Мирзализода, только в Азербайджане говорящих на талышском (или знающих родной язык) более одного миллиона, идентифицирующих себя как талыши – 1,5 миллиона, а имеющих талышские корни во втором и третьем колене – до 2,5 миллиона (то есть четверть населения).
           
В России, согласно официальным данным последней переписи, проживает около 2,5 тысячи талышей. По словам Сабарза Мерда, у талышей есть несколько официально зарегистрированных организаций (в том числе диаспора в Москве), в региональных и даже федеральных изданиях периодически освещается талышская проблематика (в том числе и публикации самих талышских аналитиков).
           
Как говорит Мирзализода, наименее остро стоит талышский вопрос в Иране (там проживает до 400 тысяч представителей этого народа): он бойко обсуждается в прессе, сами южные талыши активно участвуют в культурной жизни страны.
           
Талышская идентичность, сохранение талышского языка и культуры находит государственную поддержку: достаточно сказать, что Иран в одностороннем порядке отменил визы для жителей Азербайджана.
           
Более того, в Иране есть возможность вынести эту дискуссию даже на парламентский уровень: в Исламском консультативном совете Талышистан представляют три депутата, которые реально занимаются проблемами региона - в частности, созданием отдельного телеканала на талышском языке. Талышские корни есть и у предыдущего иранского президента Махмуда Ахмадинежа́да.

Автономия попросилась в СНГ

            Сегодня благодаря развитию телекоммуникации талыши получили возможность общаться, даже находясь порой на разных континентах. Мирзализода рассказал, что еще в декабре 2003 года начал работать информационный портал TolishPress.org.
            “
Мы поставили своей целью довести до мировой общественности информацию о нашем народе, о его сегодняшней жизни, о стремлении к возрождению национальной культуры, о борьбе нашего народа за восстановление своей государственности. Очень много материалов, касающихся истории талышской литературы: мы размещаем материалы на русском и талышском языках, – рассказывает журналист.
           
В работе сайт опирается на издания Северного и Южного Талыша (то есть Азербайджана и Ирана), на собственные источники информации, используются даже аналитические материалы из российской прессы.
           
Вслед за TolishPress.org возникли и другие талышские сайты (информационные – Talysh.org и Talish.info, а также социальная сеть TalyshPost.org). В Азербайджане появилось интернет-телевидение ТМВ (Толышыстони Миллийа Виндəсəдо) и интернет-радио Голос Талышистана.
           
Одна из самых ярких страниц в истории талышского народа, как рассказали участники дискуссии, – это попытка создать собственное государство. В 1993 году, после распада СССР и объявленного Ельциным парада суверенитетов, на территории современного Азербайджана попытались создать Талыш-Муганскую автономную республику.
           
Просуществовала она всего два месяца. Впрочем, этого времени хватило, чтобы руководство республики официально обратилось в исполком СНГ с просьбой принять ее в эту организацию как полноправного члена.
           
Первым президентом автономной республики был упомянутый выше Алиакрам Гумматов, участник дискуссии в Facebook: за попытку государственного переворота он был осужден на пожизненное заключение, но под давлением Совета Европы вышел из тюрьмы спустя десять лет.

Ты кто такой?! Давай, до свидания!

            О болезненных попытках вернуть собственную идентичность в Азербайджане рассказывал Алиакрам Гумматов.
            “
Мы находимся очень далеко от Талышистана, от нашего народа. Талышский народ сейчас борется за свое существование против скрытой политики ассимиляции: каждый талыш ограничен даже в простом праве использовать родной язык, зарабатывая на хлеб для себя и своей семьи, для устройства своей жизни, или в своих общественно-политических отношениях.
           
Этноним "талыш" де-факто находится под негласным запретом, – жестко высказался Гумматов, имея в виду Азербайджан.
           
Жесткие, порой на грани фола высказывания Гумматова в адрес официального Баку повторять не будем. Так же, как и антиармянскую риторику его коллеги – Кахина Мирзализода (который, впрочем, мудро заметил, что с армянами не идут на контакт в силу естественного следствия пропагандистской войны).
           
Имеют ли право национальные лидеры на такие жесткие высказывания?
           
Участники пресс-конференции напрямую задали этот вопрос спикерам. В ответ Сабарз Мерд привел пример с арестом в 2012 году известного талышского активиста, бывшего редактора газеты Толыши садо (Голос талыша) Гилала Мамедова. Это тот самый, который пел (?-ошибка: Гилал Мамедов лишь распространил видеоклип в ютубе) Ты кто такой? Давай, до свидания!.
           
После ареста активисты Комитета защиты прав талышского народа вместе с Гражданским содействием Светланы Ганнушкиной провели пикет перед посольством Азербайджана, а также обратились к структурам Евросоюза.
           
Вспомнили примеры и других громких арестов (как считается, политически мотивированных), в частности, правозащитницы Лейлы Юнус и зампреда Исламской партии Азербайджана Вагифа Абдуллаева (умер в тюрьме). 

Древние традиции приноровились к исламу

            Как считает Сабарз Мерд, за последние годы талышское национальное движение добилось серьезных успехов на международном поприще. В 2007 году в Москве был зарегистрирован Комитет защиты прав талышского народа, члены которого проживают в разных странах – России, Азербайджане и даже Голландии.
           
Впрочем, говорит Мерд, сейчас в талышское движение пришло большое количество радикальной молодежи, сторонников уже не демократического, а революционного способа борьбы.
            “
Наше поколение было воспитано в советской школе, возможно, по этой причине мы слишком консервативны. Радикализация нашего движения ожидаема, и ее, скорее всего, не миновать, – размышляет Мерд.
           
После президентских выборов 2008 года в Азербайджане усилилось административное давление даже на легальные, но оппозиционные политические партии. После этого радикально настроенная молодежь и стала искать альтернативные способы для канализирования своей протестной активности.
           
В частности, говорит Сабарз Мерд, талышская молодежь и стала вступать в ряды Исламской партии Азербайджана (Azərbaycan İslam Partiyası). 
           
Да и вообще, считают участники пресс-конференции, для властей Азербайджана большим риском видится не этническое возрождение малых народов (талышей или, скажем, лезгин), а укрепление позиций политического ислама. Шиитского, разумеется.
           
Скажем, сегодня, говорит Мерд, в Талышистане активисты Исламской партии собирают на свои религиозные мероприятия многотысячных участников.
            “
Среди талышей еще испокон веков были сунниты, и даже сейчас есть такие талышские села, где шииты с суннитами рядом живут. А вот салафитов единицы, и они погоды не делают, – отмечает Мерд.
           
Кстати, эксперты считают, что салафитская община республики (с центром в Баку) возникла именно под влиянием России. Хотя и внутренне она разделена: есть радикалы, а есть умеренные, споры между которыми возникают, в том числе по поводу участия в вооруженной борьбе на Ближнем Востоке.
           
Задали активистам вопрос и о том, насколько сильны среди талышской молодежи позиции не ислама, а зороастризма, который считается одной из традиционных религий Южного Кавказа.
            “
Талыш, называющий себя зороастрийцем, поверхностно знаком и с зороастризмом, и с исламом. Талышская вера слишком привязана к природе, и, соответственно, древние традиции Талышистана приноровились и к исламу, – разъяснил Кахин Мирзализода.

Источник: Kavpolit

  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Добавить коментарий comment Комментарии (0 добавлено)

Главные новости

|