ТМАР 20 лет спустя

Разделы

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Рассылка

Подписаться на рассылку:


  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Оцените содержание статьи?

(всего 15 голосов)
Изменить размер шрифта Decrease font Enlarge font
image

Фахраддин Абосзода: В тот день я заново приобрел свой народ!

            20 лет назад была провозглашена Талыш-Муганская Автономная республика (ТМАР), объединившая семь районов Азербайджанской Республики. Она просуществовала чуть больше месяца, но необратимо поменяла политическую историю Кавказа. О том, что собой представляет феномен ТМАР, как он отразился в сознании талышей и других народов Кавказа и чему учит опыт создания этого политического образования на современном этапе, мы попросили рассказать Фахраддина Абосзода, возглавлявшего Милли Меджлис ТМАР 20 лет назад.

 

- Фахраддин муаллим, поздравляем Вас и весь талышский народ с 20-летием Талыш-Муганской автономной республики! Как известно, она просуществовала недолго – с 21 июня по 23 августа 1993 года, но оставила яркий след в истории не только талышского народа, но и всего Закавказья. Что значит для Вас ТМАР? Что собой ознаменовало появление такого политического образования на карте Кавказа?

- Спасибо Вам, мои дорогие! Не скрою, мне очень импонирует ваше поздравление, за что я благодарен в лице всего руководства ФЛНКА, всем нашим братьям-лезгинам!

   Лично для меня ТМАР является той чертой, которая разделяет не только историю нашего народа, но и всего мира, на две четкие части: до и после ТМАР! Она для меня является тем мерилом, в соответствии с которым я могу судить о том, насколько тот или иной талыш является истинным или не истинным сыном своего народа!

   Я многое потерял с того дня, когда подключился лично к этому поистине всенародному торжеству в истории талышского народа: мне пришлось распрощаться со своей любимой работой в университете, покинуть Родину и в течение долгих лет проживать в эмиграции.  Кроме того, были и до сих пор продолжаются преследования, и существует опасность быть арестованным и даже убитым. Можно сказать, невзгоды жизни обрушились на меня за эти годы: я потерял многих своих родных и друзей, и сейчас есть много проблем в плане устройства личной жизни моих детей. Все это случилось со мной, и одному Аллаху известно, сколько еще будут таких неприятных случаев в моей жизни.

   Но, наряду с этим, благодаря своему непосредственному участию и скромному вкладу в дело освобождения родного народа, я без лишней скромности могу заявить, что заново приобрел свой народ, словно родился на свет второй раз. В день провозглашения ТМАР я всеми фибрами своей души почувствовал, какое это счастье – быть среди борцов за права своего народа! Я уверен, что каждый из участников тех исторических событий 1993 года, каждый из депутатов Народного Меджлиса ТМАР, первая сессия которого состоялась 7 августа 1993 года, может сказать об этом такие же слова восхищения! Честь и вечная слава всем борцам за права наших народов – талышей и лезгин!

   Провозглашение ТМАР было результатом той скрытой до недавнего времени борьбы всех коренных народов – исконных хозяев этой земли, – за востержествование справедливости, восстановление наших попранных прав.

   Но, значение ТМАР для Южного Кавказа этим не ограничивается. Она является доказательством тому, что ни один из наших народов даже мысленно не намерен примириться со своей участью быть ассимилированным и отуреченным, уступить свою Родину пришельцам. ТМАР доказала, что наша борьба продолжается, и, более того, она продолжится до победного конца, когда наши народы окончательно забьют гвоздь в гроб этого незаконного государственного образования когда-то и кем-то именованным Азербайджанской Республикой!

 

- Что следует извлечь из опыта провозглашения ТМАР коренным народам нынешней Азербайджанской Республики?

- Первый и самый главный урок: Объединение коренных народов Азербайджана, о котором мы в течение долгого времени уже говорим и с нашими лезгинскими братьями уже сделали немало в этом направлении! Кто-то со стороны может подумать, я так просто “влюбился” в это слово «объединяться», и поэтому так часто повторяю ее.

   Дело не в любви или же нелюбви к отдельным словам. Любой человек на моем месте, будучи живым свидетелем и одним из активных участников событий 1993 года, на мой взгляд, так же “влюбился” бы в это слово! Потому что то, чего мы сегодня делаем сегодня с ФЛНКА и другими лезгинскими организациями, нам очень сильно не хватало в то время. Если мы смогли бы объединить свои силы тогда, то сегодня политическая карта Южного Кавказа выглядела бы совсем иначе.

   Точнее, как минимум талыши и лезгины имели бы свои независимые государства, в результате чего за эти прошедшие двадцать лет каждый из них достиг бы огромных успехов в своем развитии. А мы с вами сегодня уже занимались бы выполнением качественно других задач.

   Отсюда и второй урок: Каждое народное движение требует постоянного “просеивания” через решето, что в научном языке называется естественный отбор. В результате такого отбора – “высевки” большое количество случайных людей, спекулянтов на патриотических идеях ушло в небытие из жизни наших народов, из нашей истории, а остались преданные сыны и дочери, каждого из которых смело можно называть лезгином и талышом с большой буквы!

   Третий урок: Как мы ранее неоднократно писали об этом, история ТМАР является неоспоримым доказательством тому, что в одиночку ни один из коренных народов Азербайджана, да и всего Южного Кавказа, не сможет добиться цели создания своего независимого государства, которое может стать единственным гарантом спасения этих народов и их дальнейщего существования!

   Четвертый урок: Каждый из наших народов четко и ясно должен осознать, кто является нашим другом, а кто – врагом. 20 лет продолжается антиталышская кампания по дискредитации ТМАР в глазах мирового сообщества и наших братских народов. Весь этот период алиевская пропаганда неустанно заявляет, что якобы ТМАР не поддержали талыши. На самом же деле это было ровно наоборот: народ как раз нас поддержал.

   Но, наши близкие соседи – Иран и Россия (да и не только они!) не поддержали, точнее, предали нас. На самом деле мы вовсе не нуждались в их поддержке. Мы сами имели все возможности, включая хорошо вооруженную армию, которой, при желании, вполне под силу было захватить даже весь Азербайджан. Любой человек более или менее осведемленный о том периоде истории Азербайджанской Республики легко может подтвердить это.

   За годичный период правления Народного фронта в стране не осталось ни армии, ни других полноценных институтов власти. Эта армия могла бы успешно воевать с остатками азербайджанской армии, но она даже при очень большом желании не смогла бы противостоять шести дивизиям соседнего Ирана, которые при первом же сигнале Г. Алиева, были готовы перейти границу и буквально вспахать землю Талышистана!    Тогдашнюю ситуацию того времени, причины нашего ухода из Ланкона лучше можно выразить словами бессмертного В. Высоцкого:

Вот кто-то решив: “После нас - хоть потоп”,

Как в пропасть, шагнул из окопа,

А я для того свой покинул окоп,

Чтоб не было вовсе потопа

   Мы не хотели, чтобы после нас на нашей Родине был потоп, т.е. в обратном случае наш народ мог быть окончательно уничтожен! В то время тогдашний президент Ирана А.Хашими Рафсанджани и его близкое окружение были просто без ума от Гейдара Алиева, который, в свою очередь, еще до своего вооруженного захвата власти, обещал золотые горы иранцам! А российское руководство, хоть и не предпринимало никаких активных шагов против ТМАР, все же наивно надеялось, что раз Г. Алиев вышел из советской шинели, значит, он не пойдет против России, как это сделало руководство Народного фронта. А что получилось в итоге?

   Пусть в Иране и России не думают, что тогда проиграл один талышский народ. Наше временное поражение в сравнение с теми потерями, которые достались российскому и иранскому государствам, были цветочки!

   Исходя из этого, сегодня мы все должны активно работать с нашими ближайшими соседями, в первую очередь, с Россией и Ираном, да и с остальными тоже, чтобы в следующий раз, когда мы, иншаллах, будем очень близки к своей победе, они уже поддержали нас!

 

- Является ли в настоящее время ТМАР своего рода политическим ориентиром для патриотически настроенной части талышского народа?

- ТМАР является тем вечно горящим огнем в истории нашего народа, на который в борьбе за свою независимость талыши отныне всегда будет ориентироваться! Несмотря на наше поражение, которое, я уверен, было временным, так как все для нашего народа еще впереди, я считаю, что каждый народ мог бы гордиться таким событием в своей истории! Мы имеем полное право гордиться провозглашением ТМАР, флаг которой всегда будет развеваться над нашей головой, объединяя всех талышей в борьбе за счастливое будущее нашего народа!

 

- Каким Вы видите политический статус исторической территории талышей, лезгин и родственных им лезгинских народов, аварцев и других коренных этносов АР?

- Я более чем уверен в том, что этот вопрос каждый из наших народов должен решить сам и без всякого постороннего вмешательства. Что касается талышей, одно сегодня является неоспоримым: у нас нет никаких вопросов, требующих дополнительного обсуждения в плане отдельных территорий с теми же лезгинами, которые в дальнейщем даже теоретически могли бы стать камнем преткновения между нами.

   На сегодня мы боремся за провозглашение независимости талышей в исторических границах Талышского ханства (1736-1844 гг.). Вопрос об исторических границах Талышского ханства достаточно известен мировой исторической науке и международному сообществу. Что касается остальных наших братских народов, уверен, что каждый из них сам будет определяться со своими территориями и историческими границами. Со своей стороны мы будем только приветствовать их решения!

 

- Можно ли сказать, что мировое сообщество начало, наконец, уделять более пристальное внимание положению коренных народов АР?

- В каком-то смысле да! Но это не означает, что в один прекрасный день мировое сообщество предоставит для нас независимые государства на золотом блюдце! Да, я часто пишу о том, что сегодня история работает на наши народы. Кстати, в начале 90-х годов история тоже работала на нас. Но, увы, тогда мы упустили свой шанс. О некоторых основных причинах этого я уже успел вам рассказать выше.

   Только наша активная борьба сможет претворить в реальность тот исторический шанс, который история сегодня предоставляет нашим народам! Ни минуты отдыха, самонадеянности и успокоения: работать, работать, еще раз работать! Бороться, бороться, еще раз бороться! Вот чем должен заниматься каждый лезгин и талыш, чтобы наша независимость стала реальностью!

   Работа, которая сегодня ведется по этой линии на ведущих европейских площадках, и реакция серьезных международных организаций – ООН и Европарламента – на справедливые требования наших народов, являющаяся безусловной заслугой ФЛНКА, с одной стороны, и всенародная активность лезгин и талышей, которую мы наблюдаем сегодня, – с другой, нам дает основание констатировать, что мы – на правильном пути, и победа за нами!

Иера Рамазанова

 

Краткая справка

ТАЛЫШСКО-МУГАНСКАЯ АВТОНОМНАЯ РЕСПУБЛИКА

Фахраддин Абосзода

                Летом 1993 г. в жизни талышского народа произошло событие поистине исторического значения и масштаба – была провозглашена Талышско-Муганская Республика! 7 августа 1993 г. Народный Меджлис ТМР принял постановление “О провозглашении Талышско-Муганской Автономной Республики в составе Азарбайджанской Республики”.

                Зараженные вирусом пантюркизма, власти Азарбайджана и вся политическая элита республики, а также националистически настроенные СМИ встретили это событие буквально в штыки и начали активно бороться против ТМАР. В ход пошли все средства, самым проверенным и действенным среди которых была ЛОЖЬ, с помощью которой население страны ввели в заблуждение. Провозглашение ТМАР было представлено как попытка расчленения республики, даже самые передовые представители интеллигенции называли этот шаг “входной дверью в ад для Азарбайджана”!

                В результате ТМАР скоро прекратила свое существование. На древнюю землю Талыша пришли невиданные после 30-х гг. прошлого века репрессии. Многие участники событий и патриотически настроенные представители талышской интеллигенции, в т. ч. Президент ТМАР – великий патриот Азарбайджана, неотмеченный герой карабахской войны, один из родоначальников национально-освободительного движения азарбайджанского народа конца 80-х – начала 90-х гг. прошлого века и создания регулярной армии в республике полковник Альакрам Гумматов, народный поэт Талыша Али Насир и многие другие были арестованы, большинство из них до сих пор подвергается мучениям в бакинских тюрьмах! А многим пришлось просто эмигрировать из страны.

                С тех пор прошло ровно 20 лет. Каждый год власти Азарбайджана и СМИ республики разворачивают гнусные пропагандистские шоу по телевидению и в газетах против ТМАР и нашего народа. Талышский народ подвергается немыслимому оскорблению и унижению. На высшем – государственном уровне разрабатываются и претворяются в жизнь разного рода авантюристские планы по ассимиляции талышей.

                В начале июня 1993 г. в г. Гянджа произошли известные события под руководством С. Гусейнова. Первыми в республике поддержали С. Гусейнова и поднялись на его защиту патриотические силы под руководством полковника в отставке А. Гумматова в г. Ланкон (Ленкорань).

                Они хотели организовать на центральной площади города митинг в поддержку гянджинских событий. Когда городские власти – представители ненавистного народу народного фронта – воспрепятствовали этому, А. Гумматов вместе со своими сторонниками скрылись в горах.

                Энская воинская часть, расквартированная в г. Ланкон поддержала Гумматова, и офицерский совет части избрал его своим командиром. 15 июня 1993 г. городской Совет депутатов на своей очередной сессии принял решение о недоверии мэру города и возложил полномочия руководителя города на А. Гумматова. Таким образом, военная оппозиция пришла к власти в г. Ланконе.

                21 июня 1993 г. руководство энской воинской части приняло Обращение к народу, где было сказано, что, учитывая взрывоопасность сложившейся ситуации в результате безвластия в республике и экономической разрухи, “расквартировавшаяся в г. Ланконе и его окрестностях энская воинская часть, понимая большую ответственность перед народом, принимает на себя обеспечение безопасности населения Осторинского, (Астаринского), Ланконского, Ликского (Лерикского), Ярдымлинского, Масаллинского, Джалилабадского и Биласуварского районов и объявляет о создании ТАЛЫШСКО-МУГАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ на территории данного региона”.

                4 июля 1993 г. в г. Ланконе была организована встреча с народными депутатами, министрами и другими высокопоставленными лицами и представителями интеллигенции, представляющими Талышско-Муганский регион и проживающими в г. Баку. На встрече всесторонне была обсуждена сложившаяся в связи с провозглашением ТМР ситуация, и в атмосфере всеобщей поддержки участников встречи были определены дальнейшие пути развития событий и разработан комплекс необходимых мер.

                Учитывая сложность сложившейся ситуации, было принято решение о созыве Народного Меджлиса ТМР. 7 августа, несмотря на все мыслимые и немыслимые преграды со стороны властей Азербайджана, состоялся Народный Меджлис ТМР, где присутствовали 217 депутатов (из 250 избранных) из семи названных выше районов.

Народный Меджлис единогласно принял постановление о провозглашении “Талышско-Муганской Автономной Республики в составе Азербайджанской Республики”, принял “Конституционный Закон ТМАР о государственной независимости ТМАР в составе Азербайджанской Республики”, избрал А. Гумматова Президентом ТМАР, Ф. Аббасова – Председателем Народного Меджлиса, утвердил кандидатуру Премьер-министра, утвердил “Временный регламент НМ ТМАР”, избрал Комиссию по разработке Конституции ТМАР, утвердил флаг ТМАР и т.д.

                В исторически короткий срок ТМАР осуществила ряд необходимых мер по стабилизации социально-экономической и политической ситуации в республике, обеспечению населения продуктами первой необходимости; было принято “Положение об избрании главы г. Ланкон” (впервые в Азербайджане!), назначена дата выборов и т.д.   Естественно, очень многие планы не могли быть претворены в жизнь из-за сложности ситуации, постоянных нападок и давления со стороны центра. Свою роль сыграли и некоторые ошибки руководства ТМАР, отсутствие необходимого опыта, недопонимание проведенных мероприятий со стороны определенной части населения, их боязнь и раболепие перед харизмой Г. Алиева и т. д.

                23 августа 1993 г. ТМАР была свергнута, и почти все ее руководители – Президент, министр обороны, а также более 20-ти человек были арестованы.

                На основе постановления Национального Меджлиса (парламента) АР Верховный Суд республики приостановил и запретил деятельность идейного вдохновителя и основной движущей силы ТМАР – Партии Равенства Народов Азербайджана (ранее она называлась Талышской Народной партией).

                В своем заявлении ПРНА от 22 июня 1993 г. с пониманием и одобрением отнеслась к провозглашению ТМР, считая, что такой шаг обусловлен необходимостью спасения региона, да и в целом Азербайджана. Но при этом в Заявлении было отмечено, что по всем мировым правовым законам талышский народ имеет полное право бороться за автономию.

                Скоро руководство ТМР назначило дату проведения НМ – 7 августа 1993 г. В этот день в торжественной обстановке был проведен Народный Меджлис ТМАР.

                После того как НМ принял постановление о провозглашении ТМАР, Г.Алиев понял всю серьезность происходящих событий на юге страны и пригласил Гумматова на очередную беседу. 12 августа состоялась эта встреча с участием С. Гусейнова. Но встреча закончилась безрезультатно.

                Руководство ТМАР в ответ на это разработало свою платформу. В ней говорилось, что либо официальный Баку включает в бюллетень для голосования наряду с фамилией Эльчибея, и фамилию А. Муталибова, так как они оба были всенародно избранными и свергнутыми потом президентами (хотя Эльчибея никто не свергнул, а он сам позорно оставил свой пост и убежал!), либо население ТМАР не будет участвовать в референдуме!

                Включение фамилии Муталибова в бюллетень для голосования никак не входило в планы Алиева, так как он отчетливо понимал, что большинство народа голосовало бы за доверие Муталибову. Тогда Алиеву пришлось бы освободить кресло президента для Муталибова. А он, разумеется, не для этого приехал в Баку! Поэтому Алиев понимал, что, свергнув ТМАР, он тем самым обеспечит проведение референдума по своему сценарию, с другой стороны – поднимет свой престиж в глазах простого народа.

                При этом Алиев знал, что население региона не полностью поддерживает ТМАР, так как не все понимают суть автономии, а тюркоязычная часть ее вовсе плохо реагирует на слово “талыш” в названии ТМАР, хотя автономия образовалась по территориальному признаку. Далее, высшие должностные лица, выходцы из Талыша, в основном ради сохранения своих кресел были готовы выполнять любые приказы Алиева.

                В-третьих, у Гумматова не было внешней поддержки, хотя Алиев часто его обвинял в связях с Муталибовым. Наконец, Алиев во время своих двух встреч с Гумматовым, изучив его психологически, убедился в том, что, несмотря на жесткий и строгий характер, он не будет стрелять в толпу соотечественников, если в этом возникнет необходимость.

                Чтобы не проливать кровь, 23 августа Гумматов оставил свой пост и вместе с группой своих сторонников некоторое время находился в штабе энской военной части, после чего скрылся в горах. Спустя несколько месяцев он был арестован у себя дома. Отсидев некоторое время в следственном изоляторе МНБ АР, он совершил побег оттуда (!) и второй раз был арестован 7 августа 1995 г. и приговорен к пожизненному заключению…

Источник: ФЛНКА.ру
  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Добавить коментарий comment Комментарии (0 добавлено)

Главные новости

|