Каково место лезгин и талышей в Исламе?

Разделы

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Рассылка

Подписаться на рассылку:


  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Оцените содержание статьи?

(всего 20 голосов)
Изменить размер шрифта Decrease font Enlarge font
image

 

Роль религии в деле самоутверждения наших народов
     Самоутверждение – это процесс приобретения смысла бытия, стремление индивида, сообщества, группы людей или целого народа к достижению и поддержанию определенного общественного статуса.
     В этом смысле, оно – универсальная потребность человека или народа, необходимая предпосылка существования всего человеческого сообщества, рождающего в человеке или народе чувства собственного достоинства. Противоположным процессу самоутверждения является самоотрицание.
     Существует множество факторов, оказывающих влияние на процесс самоутверждения. В данной статье мы хотим открыть полемику с нашими читателями – представителями наших народов, - об Исламе, как существенном факторе самоутверждения талышей и лезгин. Заранее предупреждаем всех читателей, что при этом мы выступаем не как представители того или иного мазхаба, а в качестве мусульман.

     Далее, мы отказываемся от оценочного подхода при характеристике того или иного явления, т.е. не выражаем к ним своего положительного или отрицательного отношения, а рассказываем о них в соответствии с требованиями ислама и конкретной реальности.
     Наконец, мы уверены, что в отношении анализируемых нами вопросов у каждого талыша и лезгина может быть свое мнение, и поэтому мы с удовольствием готовы выслушать всех их. Мы приглашаем всех читателей к активному участию в этих обсуждениях, которые помогут нашим народам для выяснения истины.
     Заранее благодарим всех за участие в обсуждениях.

Несколько слов о самой религии
     Религия с самого начала возникновения человеческого общества всегда служила в качестве одного из важнейших факторов и основ его становления, сохранения и дальнейшего развития.
     В отличие от тех, кто уверен в том, что якобы религия – “это попытки человека познать истину Бога”, или же тех, кто видит в ней якобы “фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни”, мы более чем уверены, что религия – это целостный процесс, охватывающий всю жизнь человека, познания самого себя, так как без познания человеком самого себя и своей миссии, чем он явился в этот мир, он не в силах познать Бога.
     Доказательством тому является еще и то, что каждая религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д., без которых немыслимо существование человечества.
     Поэтому всякие поиски какого-то мифического зла в любой, особенно монотеистической религии с самого начала обречены на провал, так как религия в принципе служит укреплению человеческого общества, а не его разрушению.
     Другой разговор, когда какие-то «темные силы» стараются превратить религию и религиозность людей в инструмент своей политической борьбы, целью которой в основном являются не интересы отдельно взятого этноса или же всего человечества, а сугубо групповые интересы по порабощению отдельных народов, установлению своей власти над ними.

“Возвращение” ислама: угроза раскола
     Ни для кого не секрет, что в последние годы в различных концах света происходит процесс “возвращения к религии” отдельных человеческих групп, а зачастую даже целых народов.
     Это приобретает особый смысл на пространстве постсоветских стран, которые совсем недавно освободились от ига безбожной атеистической идеологии, которая воспринимала религию как опиум для общества и человека.
     Как и в других сферах жизнедеятельности всех этих народов, так же и в области религии, процесс их самоутверждения происходит очень болезненно, сопрягаясь со многими положительными и негативными моментами – внутренними и внешними.
     Так, возвращение к исламу, безусловно, сыграло очень важную роль в жизни наших народов, их сохранении и развитии. Вместе с тем, следует учесть и то, что с усилением религии в жизни наших народов возникли некоторые проблемы и даже противоречия между убежденно верующими и “мусульманами по паспорту”, которые нередко перерастают в словесный и даже открытый конфликт между ними.
     Реальность такова, что мы не можем отрицать такого деления между мусульманами. Хотя признаем, что такое деление сугубо относительное, так как человек либо является мусульманином, либо нет. Если он мусульманин, то, в принципе, должен выполнять все предписания Аллаха.
     Но, что делать, если во все времена существования ислама в каждом народе были так называемые “верующие” и “неверующие” мусульмане, имея в виду тех, кто по той или иной причине не выполняет те предписания, которые ниспосланы нам Аллахом.
     Разумеется, нашей целью в данном случае не является анализ причины такого деления. Еще раз повторяем: мы исходим из реалий нашей повседневной жизни.
     Эти реалии таковы, что если с одной стороны “возвращение ислама” стало важнейшим фактором в “очищении” наших народов от многочисленных пороков атеизма, искоренения различного рода негативных явлений (пьянства и т.д.) из нашей повседневней жизни, которые в некотором смысле угрожали существованию здоровой нации талышей и лезгин, то с другой стороны возникла реальная угроза раскола этих народов на два противоборствующих фронта.
     Что никак недопустимо в нынешних условиях, когда мы ведем ожесточенную борьбу за их спасение и сохранение.
     Мало того, что такой раскол не позволяет нам объединиться в единый кулак, от чего во многом зависит исход нашей борьбы, так еще этим активно воспользуются наши противники, которые имея громадные материальные, политические и финансовые средства, перманентно работают среди нас, чтобы не допустить нашего объединения.
     Эти известные всем нам силы делают все, чтобы увести в сторону часть нашего народа от главной нашей цели – восстановления своей целостности, при которой мы сами вместе можем решать свою судьбу, в том числе и в вопросе религии.
     Если исходить из этой реальности, тогда мы можем условно разделить наших соотечественников на следующие группы:
1. Убежденно верующие и соблюдающие мусульмане
     В эту группу мы включаем тех талышей и лезгин, которые безупречно выполняют все свои религиозные обязанности мусульманина. Они большую часть своего времени посвящают совершению намаза, чтению Корана и другим предписаниям шариата.
     Они в этом видят истинное служение Аллаху. Часть из них ради не до конца правильно понимаемых интересов религии готовы в любой момент идти за тридевять земель на джихад в чужие земли. При этом проблемы собственного народа их либо вовсе не волнуют, либо судьба собственного народа для них не является значимой в жизни.
2. Несоблюдающие мусульмане
     Это – те талыши и лезгины, которые в силу некоторых обстоятельств, не совершают намаз, не соблюдают пост, не читают Коран и т.д., но своими добрыми поступками всегда стараются быть впереди многих других.
     Если речь идет о борьбе за восстановление прав своего народа, сохранение и развитие народа и его языка, обычаев и традиций, культуры и фольклора, против ассимиляции своего народа в чужой среде, эти представители наших народов не смыслят свою жизнь вне этой борьбы.
3. Номинальные мусульмане, но служашие дьяволу
     То есть, служащие врагам своего народа. К сожалению, среди них есть и представители официального духовенства, которые были назначены соответствующими правительственными структурами на пост главы мечети или религиозного объединения в том или ином населенном пункте.
     Выполняя указания органов власти, эти люди даже слышать не хотят о попранных правах своего собственного народа, и смысл своей жизни видят в служении “отечеству”, хотя многие из них хорошо понимают, что в данном случае речь идет не об интересах отечества, а об интересах правящей кучки чиновников. Разумеется, среди них также есть немало настоящих патриотов.
     Но, увы, реальность такова, что особенно в Азербайджанской Республике большинство ахундов и имамов назначается Министерством национальной безопасности, несмотря на то, что официально в стране религия отделена от государства.
     Следуя указаниям МНБ, многие из них всячески препятствуют проведению религиозных обрядов и церемоний на родном языке, давая предпочтение тюркскому (пресловутому государственному) языку.
4. Обычные верующие мусульмане
     Эта категория мусульман не проявляет никакого интереса к общественно-политической жизни. Они, в отличие от верующих первой группы, не готовы идти на “джихад” и совершать другие геройства во имя служения Аллаху.
     Они, довольствуясь тем, что совершают намаз, соблюдают пост, читают (не все, конечно) Коран, делают зикр и т.д., и уверены, что этим и должен заниматься каждый мусульманин. Для них каждое слово о народе – лишняя головная боль и источник дополнительных проблем в  “и без того нелегкой жизни”.
5. Мусульмане “на словах”
     Наконец, есть талыши и лезгины, которые не выполняют никакие предписания шариата, при этом оставаясь мусульманами “на словах”. И плюс к этому, они очень далеки от нужд своего народа.
     Учитывая рамки нашей статьи, в ней мы собираемся проанализировать некоторые аспекты жизни истинно верующих мусульман талышей и лезгин, связанные со служением Аллаху.

Как следует служить Аллаху?
     В чем заключается главный жизненный принцип современного правоверного мусульманина – талыша и лезгина? Как правило, они сами так отвечают на этот вопрос: мы служим Аллаху!
     Но как? Совершением намаза? Ведь намазом не может ограничиваться служение Аллаху. Намаз – это долг каждого мусульманина перед Аллахом. Исполнением этого маленького долга не может ограничиваться такое широкое понятие, как служение. Тем более, не может быть исполнение этого долга причиной высокомерия и спесивости.
     Может чтением Корана? Да, верно, что чтение Корана тоже есть служение Аллаху. Но служение Аллаху в полном смысле этого слова не может ограничиться только чтением Корана.
     Мы читаем Коран, чтобы узнать, как именно нужно служить Аллаху, т.е. различать добро и зло, истину и ложь, дозволенное и запретное (25:1). Мы читаем Коран, чтобы были в курсе тех искажений, которые были внесены людьми в ранние божественные писания - Тору и Евангелие, потому что в Коране существует заключительная версия Божественного закона (2:135).
     Коран это - своего рода свод законов и правил, которые Аллах ниспослал Своему посланнику Мухаммаду (мир ему) для того, чтобы каждый человек мог наладить взаимоотношения со Всевышним, с самим собой и обществом, в котором он проживает, и выполнить свою жизненную миссию так, как этого пожелал Господь миров (2:185).
     Уверовавший в него человек в итоге избавляется от рабства перед творениями и начинает новую жизнь, поскольку его душа словно рождается заново для того, чтобы он смог служить Всевышнему и заслужить Его милость.
     В результате уверования в Коран, мусульмане принимают милость Аллаха, придерживаются божественного руководства, следуют Его предписаниям, подчиняются Его велениям, избегают Его запретов и не преступают Его ограничений. Следование кораническим путем - это залог счастья и преуспевания, тогда как отдаление от него - причина несчастья (6:155).
     Таким образом, Коран воспитывает мусульман в духе праведности, богобоязненности и благонравия. Именно в этом смысле Пророк Мухаммад (мир ему) разъяснил, что лучшим из людей является тот, кто изучает Коран и обучает других людей этому знанию.
     Мы, благодаря Корану, убеждаемся в том, что существование Аллаха является необходимым для мироздания, а его отсутствие – невозможным. Коран учит нас тому, что только служение Аллаху возвышает человека, освобождает его от рабства и преклонения перед различными мифическими образами, силами природы или другими людьми.
     Тут мы не находим ответа на свой вопрос: как именно служить Аллаху? Что означает в реальности служение Аллаху кроме совершения намаза, соблюдения поста, чтения Корана, зикра, а также избегания всего запретного?

Истинное служение Аллаху
     Будучи такими же правоверными мусульманами, как этого требует Ислам, на наш взгляд, выполнение всех выше перечисленных обрядов – лишь основные условия для истинного служения Аллаху.
     Потому что, только после того, как человек беспрекословно принимает все эти предписания Корана и Сунны, и становится верующим – правоверным мусульманином, он может приступать к истинному служению Аллаху, точнее, к свершению добрых дел во имя Аллаха, как этого требует Коран и Сунна.
     Причиной этому является и то, что круг человеческих обязанностей не может ограничиваться только вышеперечисленным. Если мусульманин будет заниматься только выполнением вышеперечисленных требований шариата, то это может привести к отшельничеству - аскетическому отречению по различным убеждениям от мирской жизни с максимальным ограничением внешних связей и удалением для жительства в пустынные места, пещеры и пр.
     Известно, что в исламе не приветствуется отделение и полное изолирование от общества, ведение затворнического образа жизни, занятие одним лишь богослужением. Настоящий мусульманин – это тот, кто не только исполняет все богослужения, но и участвует в жизни своего народа, борется против зла на земле, за права своих соотечественников и народа в целом, общается с другими, передает окружающим свои знания, трудится во имя благосостояния общества, ведет борьбу с негативными явлениями и т.д.
     Ведущие затворнический образ жизни, занимающиеся лишь богослужением люди, подвергаются критики в хадисах: “Превосходство ученого над предавшимся лишь поколнению сродни превосходству Луны над звездами, или же как мое превосходство над самым последним сподвижником”, - завешал нам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего).
     Таким образом, служить Аллаху, значит
• выполнять Его повеления и не совершать запретного;
• внимать заповедям Пророка (мир ему), следовать по его стопам с искренной любовью;
• внимать ученым и мудрецам;
• почитать родителей, т.е. выполнять их желания без проявления и тени неудовольствия;
• воспитывать в смирении своих детей, создавать условия для воспитания их правоверными мусульманами;
• помогать родственникам, т.е. заботиться о них и навещать их;
• быть опорой единоверцам, т.е. делить с ними и радость, и горе;
• помогать людям, быть им полезным;
• помогать всему живому, оказывать помощь и проявлять милосердие;
• служить своему народу, бороться за его права, за сохранение его языка, обычаев и традиций, культуры и фольклора, отоситься к ним как к ценности, вверенной им Самим Аллахом;
• бороться против несправедливости и беззакония в этом мире и за изменения его к лучшему.
     На наш взгляд, это и есть реализация мусульманином своего предназначения на Земле.

Защита Родины и родной культуры – как высочайшее предназначение
     Иными словами, служение Аллаху не ограничивается только совершением обязательных молитв, соблюдением поста, чтением Корана и зикром. Это служение вбирает в себя весь образ жизни человека, соблюдение всего обязательного и разрешенного, а также стремление уберечь себя от всего запрещенного.
     Именно в этом смысле говориться в Коране: “Мусульмане - это те, кто соревнуется между собой в совершении добрых дел” (5:114). Именно соревнование между собой в совершении добрых дел является тем процессом, в ходе которого должно происходить самоутверждение как каждого из нас как мусульманина, так и наших народов, которые вопреки своей воле оказались разделенными между различными государствами, и которым угрожает неминуемая смерть и исчезновение с лица земли в обратном случае.
     В этом смысле, что может быть лучшим добром, чем защита своей Родины, собственного народа и его языка как наивысших творений Аллаха? Ведь с каждого из нас перед Всевышним будут спрашивать, что мы сделали, кроме совершения намаза, чтения Корана, зикра, поста и выполнения других предписаний шариата?
     Что мы сделали конкретно для исполнения заповедей Всевышнего в социальном и общественном плане? Помогли ли нуждающемуся? Накормили ли бедного? Сохранили ли свои народы от смуты и невежества?
     Насколько мы через сохранение своей культуры, языка и исторического наследения сохраняли великое многообразие языков и культур, которые Всевышний создал на этой Земле?
     Ведь Всевышний сказал в Коране по поводу созданного Им Самим многообразия культур и языков: “О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга…” (49:13).
     То есть, что каждый из нас сделал для того, чтобы сохранить все то, что делает нас народом, с уникальной культурой и языком, созданными по великому замыслу Самого Всевышнего, чтобы мы отличались от других подобных народов?
     Нас будут спрашивать, как мы оберегли эту величайшую ценность Аллаха, смогли ли передать его своим потомкам, как это сделали в свое время наши великие предки? Что мы сделали, чтобы быть достойным своему имени мусульманина и конкретно в данном случае – талыша и лезгина?

Миссия лезгин и талышей
     Лично для нас, как правоверных мусульман, нет сомнений в том, что именно эти поступки во имя своих народов вместе со всеми остальными определят наше место в вечной жизни, а не просто голословные заявления о служении Аллаху.
     Люди попадают в Рай или Ад не по их словам и помыслам, а в соответствии с конкретными поступками, которые на примере различных людей могут быть оценены богоугодными или не богоугодными перед Всевышним.
     Наш сегодняшний враг не только занимается уничтожением нас с вами, он ведет агрессивную и неустанную борьбу против ислама и его носителей. Он разрушает мечети и другие ценности Аллаха.
     Ему чужд сам ислам и даже всякое напоминание о нем. Враг раскалывает нас на разные мазхабы и секты, что, в конечном счете, означает уничтожение не только наших народов, но и нашей веры.
     Он делает все для того, чтобы мы не объединились, а вели борьбу друг против друга. Ведь принадлежность к тому или иному мазхабу или тому или иному течению Ислама не должна стать непреодолимой преградой между отдельными группами мусульман.
     Результатом действий наших врагов является то, что мы сегодня больше заняты глумлением и издевательствами над представителями других мазхабов или мусульманских движений, а не укреплением рядов мусульман в целом.
     Для нас должно являться истиной то, что при каждом мазхабе можно быть настоящим правоверным мусульманином. А кто прав или нет, кто правильно совершает намаз, а кто нет, этого нам не определить и не узнать. Придет время и только перед Всевышним мы можем узнать правду об этом.
     У нас всех один Аллах, один Коран и один Пророк (мир ему)! Нашим народам сегодня требуется на этой же единой платформе объединиться и спасти свои народы от гибели. Все остальное в сравнении с этой задачей является второстепенным и третьестепенным по своей важности.
     Если это так на самом деле, что, на наш взгляд, не должно вызывать никаких сомнений ни у одного здравомыслящего мусульманина - талыша и лезгина, то стоит ли ехать за тридевять земель для служения Аллаху?
     Хотя в этом также нет ничего зазорного для истинного мусульманина. Но стоит ли бросать свою Родину, когда на твоих глазах в буквальном смысле уничтожается твой собственный народ и его язык?
Когда присваивается его история, культура и вся самобытная цивилизация, созданная им в течение многих тысячелетий? Когда захватываются его земли, т.е. наша с вами Родина, переименовываются наши древнейшие населенные пункты и улицы наших городов?
     Не зря же говорили наши отцы и деды: Сперва очистим внутреннюю часть мечети, а потом вокруг нее!
     Так, давайте, во имя Аллаха, вместе очистим самих себя и свои народы, самоутвердимся и самоопределимся у себя на Родине, и откроем для своих народов путь в светлое будущее! Если не мы, то кто может сделать это вместе нас? И каков будет наш ответ своему Создателю?
     Исходя из этого, мы для начала приглашаем всех наших братьев по вере к обстоятельному диалогу и полемике вокруг тех задач, которые были рассмотрены в рамках этой статьи.
     Мы уверены в том, что такой диалог и широкое обсуждение поможет нам найти истину, уточнить свои главные задачи, определить тот путь, по которому должны продвигаться наши народы, чтобы быть достойными перед Аллахом и Его Пророком (мир ему и благословение Всевышнего)!

Источник: http://flnka.ru/aktualnoe/3327-kakovo-mesto-lezgin-i-talyshey-v-islame.html

  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Добавить коментарий comment Комментарии (0 добавлено)

Главные новости

|