Похищение Дербента: азербайджанцы претендуют на столицу Юждага

Разделы

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Рассылка

Подписаться на рассылку:


  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Оцените содержание статьи?

(всего 59 голосов)
Изменить размер шрифта Decrease font Enlarge font
image

            В Самаре 24 мая 2013 года состоялся круглый стол на тему История народов России и Азербайджана – 200 лет вместе. Мероприятие прошло в рамках Дней азербайджанской культуры в Самарской области, приуроченных к 10-летию Лиги азербайджанцев Самарской области (ЛАСО) и 95-летию Азербайджанской Демократической Республики.

            На круглом столе в числе прочих выступили член Совета старейшин ФНКА АзерРос Рустам Арифджанов и руководитель Союза азербайджанских организаций России, председатель Совета старейшин ФНКА АзерРос Аббас Аббасов с весьма одиозными заявлениями относительно исторической и национальной принадлежности столицы Южного Дагестана - города Дербент.

            Самый древний город России – это азербайджанский город Дербент. Азербайджанцы исконно жили на этих землях, основав город Дербент, который ныне является самым древним и самым южным городом России. А азербайджанский язык по праву является государственным в Дагестане, - заявил Рустам Арифджанов.

            А  Аббас Аббасов еще далее развил эту тему: Дербент когда-то был частью Азербайджана. Конечно же, сегодня мы не имеем и не предъявляем к России каких-то претензий по поводу того, чтобы эта земля была возвращена Азербайджану. Но упоминание самого факта имеет для нас большое значение, так как мы – древний народ.

            В связи с подобными заявлениями азербайджанских общественных деятелей, мы представляем Вашему вниманию комментарии ученых  и общественных деятелей, отреагировавших на их заявления о Дербенте как исконно азербайджанском городе.

 

Энвер Кисриев, российский социолог и кавказовед

            Конечно, меня искренне трогает, как деятели азербайджанской диаспоры в России заботятся о древности своего происхождения. Что тут скажешь! Все люди одинаково древние. Все мы имеем общее родство и у всех нас, как людей, одинаковая древность происхождения. Но народы – это историческая категория, они живут во времени, они рождаются, растут, живут и умирают или возрождаются в новом сплетении с предшествующими народами. Так развивается история человечества.

            Трудно спорить с нелепыми утверждениями: азербайджанцы – древний народ и Дербент – азербайджанский город. И чем нелепей высказывание, тем больше требуется слов и усилий, чтобы разъяснить всю их нелепость.

            Конечно, предки азербайджанцев имеют древнюю историю, непрерывная цепь их исторического пути уходит в самую глубокую древность точно на столько, насколько и любого другого народа на земле. Однако если речь идет о нынешней азербайджанской этнической общности, то любой квалифицированный историк скажет, что азербайджанский народ возник совсем недавно в 1918 году на развалинах Российской империи, когда появляется политическое образование под названием Азербайджанская республика. (Потом она становится Азербайджанской АССР в составе СССР) Причем, в то время понятие азербайджанская не подразумевала никакого этнического смысла, точно также, как и понятие дагестанская в слове Дагестанская республика не подразумевала никакой национальности, также как и название Горская республика.

            Только с этого момента можно говорить о начале формирования азербайджанского народа. Конечно, этнический субстрат, из которого начал складываться с указанного времени азербайджанский народ существовал задолго до этого события. Этот субстрат представлял собой многие этносы, также имеющие свою историю происхождения. Между прочим, среди этого субстрата до революции на территории Российской империи не было такого народа – азербайджанцы. Их называли тогда персы, тюрки, кавказские татары, теркеменцы и т.д. Вообще, название Азербайджан было географическим понятием и относилось оно, между прочим, не к территории, на которой ныне живет и здравствует Азербайджанская Республика, а к территории Северного Ирана, где и сейчас расположен т.н. Иранский Азербайджан.   Территория нынешней Азербайджанской республики в исторических источниках называлась по-разному в разные исторические эпохи (известны такие названия как Албания (Алпан), Арран, Ширван и др.), но никогда в прошлом, за пределами ХХ века этот регион ни в одном источнике не назывался Азербайджаном.

            Конечно тюрки, от которых с гордостью ведут свое этническое происхождение нынешние азербайджанцы – это общая категория целого ряда древних и славных этносов, внесших известный и весьма существенный вклад в исторические деяния человечества.  Азербайджанцы могут с честью и по справедливости считать себя их потомками, а их считать своими предками.

            Но и здесь требуются некоторых важные оговорки.

            Во-первых, нынешняя азербайджанская нация по меньшей мере на половину, если не на две трети сложена выходцами из этносов нетюркского происхождения: иранских (парсов, курдов, татов, талышей и т.д.), дагестанских (лезгин, аварцев, цахуров, удин и др.) и др.

            Во-вторых, тюркский компонент, который, в конце концов, оказался доминирующим в смысле языковой общности и послуживший основой формирования в последующем этой новой национальности, появляется в регионе нынешнего Азербайджана, только в XI веке после рождения Христа или более чем через 4 века от начала мусульманского летоисчисления.

            В таком случае, спрашивается, как Дербент мог оказаться азербайджанским городом?

            Начало зарождения Дербента в древнейшем поселении, образованном далекими предками народов дагестанской языковой ветви нахско-дагестанской языковой семьи никаким образом не связано с тюрками-огузами. Оно возникло и стало развиваться на месте, где с геополитической неизбежностью расположен перекресток, связывающий Восток и Запад, Север и Юг цивилизованного мира. Через этот перекресток проносились, стирая все на своем пути, древние скифы и сарматы, гунны и хазары, и др. О Каспийском проходе на дагестанской земле (самом узком месте прикаспийской низменности между морем и горами) писали древнегреческие авторы, начиная с VI века до нашей эры. Есть упоминания и Ветхом Завете. Контроль за ним стремилась установить и империя Селевкидов (3 век до н.э.) Туда направлялись с военными походами римляне в I веке до н.э.

            Народы Дагестана потому и сохранились в этническом и языковом отношении, и потому они с полным правом могут считать себя древними народами, что, неприступным форпостом у них были родные горы, которые они никогда и никому их не уступали, и только в относительно спокойные времена они устанавливали контроль и над своей равниной.

            Неоспоримым, пока, во всяком случае, в истории Дербента является установленный учеными факт, что он входил в состав древнего государства Кавказской Албании – государства античных времен, образованного местными народами кавказской языковой общности (предками нынешних дагестанских, прежде всего лезгинских народов). Это был город, который согласно мнению ряда ученых назывался Диауна. В 313 году подданные Кавказской Албании приняли христианство, а город, остатки которого лежат сейчас под нынешними крепостными стенами Дербента, превратился в крупнейший на Восточном Кавказе форпост христианства в его борьбе с иранской религией зороастризма. Крепостью Дербент становится в 438 году. Ее возвели на месте существовавшего ранее города по распоряжению Сасанидских (иранских) царей. Город защищал северную границу империи от кочевников. В конце V – начале VI вв. стены из сырцового кирпича сменила каменная кладка. Именно эти стены мы можем видеть сейчас.

Арабы – мусульмане приходят к стенам древнего города в 642 году. В период распада Халифата в середине 9 века Дербент приобретает политическую самостоятельность со своей династией правителей. 

            Когда в начале 12 века (1130 г.) Дербент посетил арабский путешественник Абу Хамид ал-Гарнати, он отмечает, что его жители говорят на лакзанском (лезгинском), табаланском (табасаранском), филанском (возможно акушинском диалекте даргинского языка), закаланском (цудахарском диалекте даргинского языка), хайдакском (кайтагском), гумикском (лакском), сарирском (аварском), аланском, асском (осетинском), зирихкаранском (кубачинском), тюркском(кумыкском), арабском  и персидском языках.

            А где же, вы спросите, азербайджанцы?

            Племена – носители того языка, который в последующем становится основой формирования народности, получившей в начале ХХ века название азербайджанцы, появляются в регионе Кавказа только в XI веке. Выдающийся авторитет древней истории Кавказа В.Минорский, с мнением которого согласна, собственно, вся мировая академическая наука считает, что племена тюрков-огузов проникли в Иранский Азербайджан и далее в Закавказье в XI веке нашей эры, где постепенно местное ираноязычное население переняло тюркский язык. В последующем, уже в XV веке в Закавказье этот специфический тюркский язык, который с 20-х годах ХХ века стали называть азербайджанским, начал расширять сферу своего распространения на некоторые кавказские этнические группы. В этой связи венецианский купец в начале XVI века пишет, что в Дербенте говорят  по-черкесски или по-турецки. Это означает, что горцы Дагестана, занимающиеся активной хозяйственной деятельностью, как правило, хорошо знали и тюркский язык, который стал в Дербенте языком торговли и межэтнического общения. Но они не забывали и свой язык, и в «азербайджанцев» в своем большинстве не превращались.

            Дербент был и есть дагестанский город, но он принадлежит всем его горожанам, какой бы национальности они не были, в том числе и азербайджанской, поскольку среди дагестанских народов есть и такая - азербайджанская национальность. А вот понятие азербайджанские народы находится под строгим запретом у наших соседей в Азербайджанской республике. Там могут проживать только азербайджанцы!

            Так что азербайджанцы – еще очень молодой народ, он все еще находится в процессе формирования. Осталось еще довести до конца ассимиляцию азербайджанских лезгин, аварцев, цахурцев, талышей и проч. народы. Посмотрим, получится ли это у них.

            Вот сколько всего потребовалось говорить, чтобы только в самых общих чертах опровергнуть неграмотные сентенции о древнем азербайджанском народе и о Дербенте, как азербайджанском городе.

Фахраддин Абосзода, талышский ученый, политолог и общественный деятель

            Каждый по-своему сходит с ума, кто-то в истерике захлебывается слезами, а кто-то молча, держа всё в себе и не подавая виду, медленно рассыпается на кусочки...

            Меня лично давно не удивляют такие одиозные заявления политиков, общественных деятелей, а еще хуже, представителей исторической науки – науки, которая по признанию многих ведущих ученых продолжает оставаться на пещерном уровне. Всем кроме самих азери-тюрков давным-давно известно, что само государственное образование под названием Азербайджанская республика впервые было создано в 1918 году в определенных далеко идущих политических целях, главная из которых заключалась в дальнейшем расчленении Персидской империи. При этом известно и то, что само слово Азербайджан ни с этимологической, ни с географической точки зрения не имеет никакого отношения к искусственному государственному образованию под названием Азербайджанская республика. Азербайджан – одна из исторических областей на северо-западе Ирана. Это слово является искаженной формой слова Атропатена, которое на современном талышском языке означает Родина Атропата. То, что государство Атропатена, или же Малая Мидия, как ее историки иногда называют, принадлежало талышскому народу, а язык его населения, известный в средние века как азери, является предшественником современного талышского языка.

            Нагло игнорируя очевидные исторические факты, официальная историческая наука в нынешней независимой Азербайджанской республике заявляет о тюркском начале чуть ли не всей мировой истории, начиная с шумеров и аккадцев. Несмотря на то, что у историков имеются в наличии неопровержимые факты, свидетельствующие о переселении на древнюю землю Ирана кочевых тюрко-монгольских племен, начиная с XI-XII веков, в Баку со всей серьезностью декларируется принадлежность этим пришельцам чуть ли не всей иранской цивилизации, созданной в течении многих тысячелетий руками самих ираноязычных народов. 

            Что касается собственно города Дербента (на фарси – Дәрбәнд, что означает Дәрворота и бәнд – в данном значении гораВорота в горы, в другой интерпретации – Каспийские ворота), спросите у любого азери-тюрка, он даже не сможет более или менее внятно объяснить этимологию этого слова. Город Дербент прикрывает узкий проход между Каспийским морем и Кавказскими горами и это явствует из его названия, персидского, а не тюркского.

            Известно, что первые поселения на месте нынешнего Дербента возникли в эпоху ранней бронзы – в конце 4 тысячелетия до н.э. Первое упоминание Каспийских ворот – наиболее древнего названия Дербента – относится к VI в. до н. э. Его приводит известный древнегреческий географ Гекатей Милетский. Укрепленное поселение (прообраз будущей крепости) на месте города Дербента возникло еще в VIII-VI веках до нашей эры. До IV века нашей эры Дербент входил в состав Кавказской Албании. С IV в. Албания попала в зависимость от Сасанидского Ирана, а затем через Каспийский проход прокатились волны великого переселения народов.

            Сам город Дербент основан в 438 году Сасанидами, превративших в V-VI веках город Дербент в настоящую каменную крепость – цитадель. Шах Кавад (486-531 гг.) закладывает здесь каменную крепость – цитадель Нарын-Кала, а его сын Хосров I Ануширван (531-579 гг.) в 562-571 гг. перегораживает проход между морем и горами 40-километровой крепостной стеной, возводит мощную цитадель Нарын-Кала и сооружает порт.

            Наиболее вероятно предположение, согласно которому Сасаниды, в целях укрепления своих северных границ от частых набегов разношерстных кочевых народов в III—VII вв. н. э., начали переселять на эти земли различные ираноязычные народы – татов (парсов) и талышей. Многие из этих народов в дальнейшем подверглись отуречению и стали называть себя азери-тюрками, хотя по сей день на территории Кубинского района остаются две деревни под названием Нуяди один и Нуяди два (на талышском языке – Ну - новый и ди - деревня).

            Шах Хосров I Ануширван (531-579 гг.) ок. 510 г. вручил титул правителя Ширвана (области в Восточном Закавказье) своему близкому родственнику, ставшему родоначальником первой из династий Ширваншахов (ок. 510-1538 гг.).

            За долгое существование города Дербента много чего хорошего и трагичного произошло в жизни населения этого древнейшего населенного пункта. Не имея возможности в рамках данного комментария написать обо всем этом, отметим лишь одно: Дербент, несмотря на то, что было основан Сасанидами, всегда был и сегодня продолжает оставаться лезгинским городом, что, на наш взгляд, не подлежит сомнению! Любые заявления о принадлежности Дербента якобы азербайджанцам – чистой воды провокация, которая направлена против лезгинского народа, большая часть которого ныне целенаправленно ассимилируется властями незаконнорожденной Азербайджанской республики! В то время, как в течении многих тысячелетий лезгинский народ жил и творил в этих землях, создав свою самобытную культуру и цивилизацию, предки нынешних азери-тюрков продолжали жить на далеких степях Центральной Азии и Алтая.   В этом смысле, я бы оценил такие одиозные заявления азербайджанцев как непростительное оскорбление в адрес лезгин!

            Что касается политических аспектов аналогичных заявлений, то это является еще одним доказательством слабости и беспринципности российских властей, и, в первую очередь Российского МИДа, благодаря стараниям посла АР в Москве П. Бюлбюлоглы превратившегося в обычный филиал МИДа Азербайджана. Благодаря такой заботе со стороны бакинских властей, стало возможной передача двух лезгинских сел Азербайджанской республике, что в самой России оценивается как самый большой позор медведевской смуты. Логическим продолжением этого стало недавнее переименование улицы Советской на улицу Г. Алиева в Дербенте, жители которого буквально сегодня протестуют против такого позора! Если и дальше российские власти будут делать вид, что ничего страшного не происходит, а российские чиновники в центре и на местах будут закрывать глаза на то, как азербайджанские националисты, будто саранча, год за годом еще больше продвигаются в достижении своих целей по ползучему захвату лезгинско-российских земель, то, очевидно, Россию в обозримом будущем ожидают очень большие неприятности.

            В таких условиях лезгинскому народу остается самому в одиночку бороться за свои исторические земли и за восстановление своих попранных прав. Сегодня любая медлительность в действиях лезгин может закончиться трагедией для этого народа. Поэтому я от имени талышского народа желаю нашим братьям лезгинам стойкости духа и решительности в борьбе за выживание! Наша судьба – в наших руках, дорогие лезгины! Я призываю всех вас вести активную и бескомпромиссную борьбу за права наших народов!

Замир Закарияев, доктор исторических наук, профессор ДГУ

            Известная восточная мудрость гласит: "Сколько ни говори "халва", во рту сладко не станет". Перефразируя это изречение, можно сказать, что сколько ни повторяй набившую дагестанцам оскомину известную байку об "азербайджанском" Дербенте, он не станет таковым. Дербент не был "азербайджанским" ни в прошлом, не является в настоящем, не будет и в будущем. И никакие заклинания не изменят фактов. А факты говорят о том, что азербайджанское общество в целом пребывает в дремучем невежестве относительно истории той территории, где ныне расположена Азербайджанская республика. Самое страшное, что невежество охватило даже азербайджанскую интеллигенцию и ученую среду. Что тогда говорить о прочих?

            Теперь о сути озвученных в Самаре заявлений. Со всей ответственностью заявляю, что Дербент никогда не был частью Азербайджана хотя бы потому, что в исторический Азербайджан, находящийся в составе Ирана, никогда не входили земли ни Восточного Закавказья, ни, тем более, современного Дагестана, где и расположен город Дербент. Заявления о том, что "азербайджанцы исконно жили на этих землях, основав город Дербент" являются ничем иным, как беспардонной, наглой ложью, ибо так называемые "азербайджанцы" не являются автохтонным народом не только в Дербенте и его окрестностях, но и на территории современной Азербайджанской республики, а также на территории Иранского Азербайджана. Наукой давно установлено и неопровержимо доказано, что первое появление на указанных территориях предков нынешних "азербайджанцев" - пришлых кочевых тюркских племен огузов (тюрков-сельджуков), перекочевавших из Центральной Азии, произошло лишь в XI в. Тюркизация же местного коренного населения (кавказоязычного и ираноязычного) продолжалась на протяжении ряда последующих столетий и местами продолжается до сих пор. Все это давно доказано и воспринято всей мировой научной общественностью. Разумеется, серьезной научной общественностью, так как опусы бакинских горе-историков серьезными никто в мире не считает. Никакого отношения к основанию Дербента тюрки-огузы не имели и не могли иметь, так как во время основания Дербента эти племена кочевали на территории за тысячи километров от Дербента - на просторах Центральной Азии.

            Совершенно чудовищные по масштабам фальсификации истории Восточного Кавказа, осуществляемые азербайджанской "научной школой" идут вразрез с данными огромного количества достоверных исторических источников по истории региона. Не существует ни единого исторического источника, ни единого исторического факта, который бы указывал на "исконность" проживания здесь тюрок-огузов. Напротив, все исторические источники и документы на разных языках единодушны в том, что Восточный Кавказ, включая и район Дербента, издавна населяли кавказские (дагестаноязычные) и ираноязычные племена. Мифы об "азербайджанском" Дербенте, как бы их не пытались распространять мифотворцы из Баку, никогда не станут истиной, а останутся мифами. В самом деле, что может быть общего у древнего Дербента, история которого насчитывает несколько тысяч лет, с народом, до сих пор не имеющим даже собственного, общепризнанного самоназвания? Ведь известно, что народ, который ныне принято почему-то именовать "азербайджанцами", получил свое современное наименование лишь в 30-х гг. XX в. Утверждение, что древний Дербент основали "азербайджанцы" сопоставимо по своей абсурдности с тем, как если утверждать, что древнюю Трою основали... турки.

Амиль Саркаров, председатель Исполнительного комитета ФЛНКА, сопредседатель РКНКА

            Азербайджанские игры в удревнение

            Мы уже давно привыкли к тому, что подобные перлы красноречия вылетают из уст представителей Азербайджанской Республики, будь то официальные лица или представители общественности, творческого цеха. В стране, где историческая наука самым циничным образом используется в идеологических целях, являясь служанкой политической власти, это вполне ожидаемо. Но когда такие откровенные нелепости исходят от весьма известных персон, представляющих азербайджанцев в России, коими являются Аббас Аббасов и Рустам Арифджанов, то невольно возникает мысль, не перепутали ли они страну? Разбирать их лживые утверждения нет никакого желания, потому что в отличие от зомбированной идеологическими инъекциями Азербайджанской Республики, в Российской Федерации они выглядят просто смешными.

            Две тысячи лет назад далеко-далеко на востоке только начался распад тюркского языкового единства и выделение отдельных языковых ветвей и это уже давно является общепризнанным научным фактом. А что касается Азербайджана, то до 1918 года на Восточном Кавказе не существовало политического образования с таким названием, заимствованным к тому же у расположенной южнее исторической области.

            Но я бы хотел обратить внимание на другой момент. Болезненное желание этих двух господ показать древность нынешнего азербайджанского народа и их связь с доогузским наследием Восточного Кавказа является весьма симптоматичным. Такое рвение может говорить только о том, что они прекрасно знают, что это чистой воды вымысел.

            Их старания доказать обратное связано с боязнью того, что тайна откроется окружающим и от этого пострадает имидж их самих и азербайджанцев в целом. Статус представителя древнего народа им нужен как воздух, чтобы во всеуслышание заявлять притязания на весь Восточный Кавказ, отодвинув в дальний ряд представителей собственно кавказских народов, в первую очередь лезгин.

            Об этом говорят слова Аббаса Аббасова о том, что Дербент когда-то был частью Азербайджана.Об этом также свидетельствует состоявшееся ранее переименование в самом Дербенте улицы Советской на улицу Гейдара Алиева, которое вместе с мероприятиями, проведенными в Самаре, являются звеньями одной цепи. 

            Такого рода игры в удревнение, за которыми кроются экспансионистские устремления, не могут кончиться добром, особенно для их создателей. По правде говоря, безапелляционные заявления, сделанные Аббасовым и Арифджановым, отбивают какой-либо интерес для выстраивания диалога с ними, особенно у лезгинской общественности. Если лезгины и родственные им народы самым беспардонным образом игнорируются азербайджанскими общественными деятелями уже в самом Юждаге, то такой позиции надо давать самый жесткий отпор.

 

Источник: Flnka
  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Добавить коментарий comment Комментарии (1 добавлено)

  • Опубликовано robi asadov, 31 Май, 2013 23:06:24
    Пора закончить с этим цирком под названием Республика Азербаджан- и создать РЕАЛЬНЫЕ РЕСПУБЛИКИ:-ЭТО РЕСПУБЛИКА ЛЕЗГИСТАН,РЕСПУБЛИКА ТАЛЫШСТАН.И тогда можно говорить об истории этого края.

Главные новости

|