“Каменные сны” Акрама Айлисли: покаяние перед геополитическим коллапсом?

Разделы

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Рассылка

Подписаться на рассылку:


  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Оцените содержание статьи?

(всего 37 голосов)
Изменить размер шрифта Decrease font Enlarge font
image

 

            1 февраля началась весенняя сессия Милли-меджлиса Азербайджанской республики. Как и ожидалось до этого, после рассмотрения некоторых процедурных формальностей, депутаты нашли самую главную тему для обсуждения: изданного в декабрьском номере журнала Дружба народов романа-реквиема Народного писателя Азербайджана, величайшего мастера художест-венного слова из поколения 60-х Акрама Айлисли «Каменные сны», посвященного памяти земляков моих, оставивших после себя неоплаканную боль. И это – в  условиях усиливающегося напряжения в стране, на фоне возрастающего с каждым днем недовольства населения своим нищенским положением, коррупцией во всех эшелонах власти, бесчинством чиновников, невни-манием политического руководства к решению насущных проблем граждан, которое выливается в многочисленные акции протеста в различных регионах и населенных пунктах, что, по мнению многих наблюдателей внутри страны и за ее пределами, ведет к всеобщему хаосу и полному развалу государства. Депутаты в буквальном смысле слова обрушились с критикой на писателя, обвиняя его в предательстве интересов Азербайджана и его народа.

            Инициатором начала обсуждения стал депутат Милли Меджлиса, исполнительный секретарь правящей партии Ени Азербайджан Али Ахмедов. Если враг хвалит тебя, значит, ты виновен перед своим народом. Однако после прочтения этого произведения понимаешь, что это удар по своему же народу. С сожалением приходится отметить, что автор книги показывает азербайджанский народ виновным. Получается, что это способствует достижению армянами своих целей, к которым они стремились долгие годы, – подчеркнул он. А.Ахмедов уверен, что это произведение в определенной степени является оправданием проводимой Арменией агрессии против Азербайджана. Открытым свидетельством тому является то, что ни одного слова в произведении не было написано об убитых азербайджанцах. Акрам Айлисли оправдывает армянский сепаратизм и создает идеологическую основу незаконной оккупации азербайджанских территорий, – отметил депутат. Он предложил лишить Айлисли звания Народный писатель и государственных наград.

            Вице-спикер Бахар Мурадова назвала деятельность Айлисли  предательством.

            Заместитель исполнительного секретаря правящей партии Ени Азербайджан, депутат Мубариз Гурбанлы заявил, что Айлисли должен извиниться перед азербайджанским народом. Согласно его словам, если Акрам Айлисли хочет пройти путь Орхана Памука (турецкого писателя, лауреата Нобеловской премии в области литературы. – прим. Ф.А., К.М.), то из него Памук не получится.

            А депутат Низами Джафаров предложил лишить Айлисли гражданства, пусть едет в Ереван, служит там в какой-то церкви.

            Депутаты предлагали также запретить публикацию его произведений в Азербайджане.

            К нападкам на Айлисли присоединились депутаты Ганира Пашаева, Захид Орудж, Муса Гасымов. А спикер парламента О. Асадов вначале призвал депутатов не героизировать А. Айлисли, а впоследствии сделал недвусмыслленное замечание о том, что в происхождении всех, кто поддерживает Айлисли, есть что-то подозрительное.

            Председатель Партии демократических реформ, депутат Асим Моллазаде заявил ann.az, что роман Каменные сны носит характер политического эпатажа, а события в книге, описанные автором, вымышленные, никогда не имевшие место в жизни. Мне знаком этот роман. Он не похож на художественное произведение, текст рассчитан на политический эпатаж. Это напоминает мне Ахмадинежада, обвинявшего евреев в произошедшем Холокосте. Когда писатели вмешиваются в политику подобным образом, они превращаются в ахмадинежадов.

            Накануне сессии депутаты от правящей партии Ени Азербайджан провели специальную артподготовку. 31 января они организовали молодежный пикет перед домом, где живет писатель А. Айлисли. Около 30 человек выражали протест против его романа Каменные сны. Позор А. Айлисли!, А. Айлисли – армянин! – скандировали они, призывая писателя уехать из страны. Полиция появилась на месте событий к концу акции, но показательно то, что никак в нее не вмешалась, передает Туран. Когда молодежь перестала кричать, полицейские сказали им, что пора расходиться. После чего те сожгли портреты известного азербайджанского писателя.

            Одновременно на организованной молодежным общественным объединением беженцев и вынужденных переселенцев акции были озвучены лозунги Убирайся из страны, Почему повелся на армян?!, Армянин Акрам, уезжай из страны! и т. д. Участники акции сожгли фотографии А. Айлисли и плакаты, на которых было написано название романа.

            Не осталась от публичной порки великого писателя в стороне и марионеточная проправительственная Организация освобождения Карабаха (ООК), обвинившая Айлисли в пособничестве армянам и призвавшая изгнать писателя из Азербайджана. ООК заявила, что не прибегает к более жестким способам выражения общественного гнева лишь в силу возраста писателя, однако призывает лишить народного писателя всех его почетных званий и государст-венных наград, и прогнать из страны: Пусть уходит к своим армянским хозяевам, и они создадут для него хорошие условия там, где он захочет.

            Как и ожидалось, в роли самого ярого разоблачителя А. Айлисли выступила партия Муасир Мусават – один из проводников пантюркизма в Азербайджане. Вчера в центральном офисе партии было проводено внеочередное собрание Правления партии, Молодежной организации ММ совместно с Координационным советом Западных азербайджанцев (так себя называют выходцы из Армении, а в самом Азербайджане их вкратце называют еразами, которых в основном и обвинял А. Айлисли в бедах своей страны и народа), на котором был обсужден роман А. Айлисли, сообщает avrasiya.net.

            Участники собрания выразили свой решительный протест писателю. А еразы пошли дальше, и обвинили А. Айлисли в том, что якобы он их оскорбил 4 миллиона западных азербайджанцев, создав им образ наподобие варваров. Участники собрания единогласно решили наказать А. Айлисли. Было поручено молодым и отважным членам партии отрезать ему уху, как это сделали в свое время анатолийские турки в отношении генерала Андроника (тем самым еще раз доказав, что писатель в какой-то мере был прав в своих обвинениях в адрес еразов). Наряду с этим, было решено подать в суд на А. Айлисли.

            Нашлись в Азербайджане, конечно, и защитники А. Айлисли среди братьев-писателей и других представителей интеллигенции, которые призвали власти не политизировать художественное произведение и с достоинством отнестись к личности А. Айлисли. Увы, так принято в Азербайджане, что в таких случаях голос правды обычно остается неуслышанным среди крикунов-прислужников властвующего клана.

            Так что же написал А. Айлисли в своем романе, что довел до сумасшествия команду Ильхама Алиева?

СПРАВКА ЖУРНАЛА ДРУЖБА НАРОДОВ: Акрам Айлисли — Народный писатель и заслуженный деятель искусств Азербайджана, кавалер высшего ордена страны Истиглал (2002) и ордена Шохрат за выдающиеся заслуги перед азербайджанской литературой, давний друг (одно время — член редколлегии) и автор нашего журнала с 1960-х годов. Всесоюзную известность принесла ему в свое время трилогия Люди и деревья, которая была напечатана на всех языках республик СССР и стран Восточной Европы. Произведения А. Айлисли переведены на английский, французский, немецкий, испанский языки. Он — автор пьес, поставленных на сценах многих театров Азербайджана, сценарист нескольких фильмов, а также переводчик, сделавший достоянием азербайджанских читателей произведения Тургенева, Короленко, Чехова, Паустовского, Белля, Шукшина, Айтматова, Маркеса, Рушди. Широкой популярностью в стране пользуются сейчас его мемуары От Айлиса до Айлиса. Наша публикация романа-реквиема Каменные сны совпала с 75-летним юбилеем писателя, с которым мы его горячо поздравляем.

                К этой справке добавим лишь, что писатель родился в 1937 году в селе Айлис Ордубадского района АР, где и разворачиваются основные события в романе.

Роман-реквием Акрама Айлисли Каменные сны — не просто художественный текст, это исключительно смелый поступок писателя — истинного патриота, ради чести и достоинства своего народа не страшащегося говорить горькую правду. Сказанная соотечественником, в чьей любви к отчизне никто не усомнится, она особенно нужна и полезна. Полезна всем — русским, армянам, грузинам, сербам и албанцам, арабам и израильтянам — всем, мучительно ищущим общий язык. С обеих сторон должно идти покаяние, и с обеих сторон люди должны переступать в себе через ненависть. Это — главная, кровоточащая тема романа Айлисли, — пишет Лев Аннинский в своей рецензии (см. ДН, 2011, № 12). <…> Есть ли конец у этой беды? Нельзя ли жить, не смешиваясь, не соприкасаясь, не контактируя на этих райских клочках земли, среди гор, населенных шакалами и змеями? Нельзя. Диффузия неизбежна. Из-за любви, кроме которой ничего не захотят знать молодые люди с обеих сторон. Из-за полукровок, рождающихся от этой любви. Из-за общего ощущения, что народам друг от друга никуда не деться, не скрыться, не спрятаться. <…>. Что делать писателю, не умеющему ни молчать, ни понижать голос? А то и делать, что делает Акрам Айлисли, вставший поперек ненависти.

            Разумеется, мы тут не собираемся заниматься пересказом содержания самого романа, с электронной версией которого читатели могут ознакомиться  на сайте журнального зала.  Мы также не претендуем на роли судьей, чтобы определить насколько соответствуют действитель-ности высказывания писателя относительно известных событий, произошедших в Азербайджане, исторические параллели между событиями 1919 и 1990 гг., об отношениях между азербайджан-цами (азери-тюрками) и армянами – бывшими гражданами Азербайджанской республики и пр.

Сам А. Айлисли в беседе с корреспондентом Turan назвал необоснованными нападки на него в связи с романом Каменные сны, в котором говорится о негативных фактах в отношении армян в Азербайджане во время карабахского конфликта и в прошлом.

            Дело в том, что у нас еще не могут воспринимать литературное произведение и на роман выдвигают политические обвинения. Роман – это произведение литературное и цивилизованному народу не подобает искать криминал в художественном произведении, – сказал Айлисли.

            Айлисли не исключил актов насилия против себя или членов его семьи. Если это произойдет, то вся вина за это ляжет на власти, – сказал писатель.

            Касаясь темы романа, Айлисли сказал: Я хотел послать мессидж армянам, и в основном проживающим в нашем Нагорно-Карабахском регионе, что азербайджанский народ тоже видит свои ошибки. Время нас еще не полностью разделило, давайте вместе смотреть на совместную жизнь. Суть романа в этом и заключается, – сказал Айлисли.

            Он также считает, что давление на него оказывается и в связи с его членством в Форуме интеллигенции Азербайджана. Поэтому, он не исключает, что кампания травли будет направлена и против Форума интеллигенции в целом.

            Вообще-то, я хотел закрыть эту тему и совсем уже не высказываться по этому поводу, но раз уж вы позвонили, я могу сказать следующее: депутаты должны уважать Конституцию своей страны, это их обязанность. Так вот, в Конституции нашей республики есть статья 51, в которой сказано, что азербайджанское государство гарантирует свободу творчества своим гражданам, – заявил А. Айлисли в беседе с корреспондентом газеты Зеркало. – Уж что-что, а эти права они уважать обязаны.

            По словам писателя, он вовсе не рассчитывал на подобную реакцию правящих сил на свое новое произведение. Это своеобразный мессидж армянам с моей стороны. Я лишь хотел сказать, донести до них, что не все еще потеряно. Чтобы они поняли, что мы все еще считаем Нагорный Карабах частью своей родины, и считаем карабахских армян нашими гражданами. Мы обязаны говорить им об этом открыто, должны убедить их, что мы сможем жить с ними вместе в одной стране. Только после этого можно найти какое-то мирное решение карабахского конфликта, – уверен писатель.

            Надо донести до них, что мы готовы даже признать многое из того, в чем они обвиняют нас. Однако жить мы все равно должны вместе, другого выхода у нас нет, и пока еще не все потеряно на этом пути, – отметил А. Айлисли.

            Собственно, вот и все мотивы, побудившие меня написать эту книгу. Ни о какой политике я не думал вообще, поэтому меня удивили слова Асима Моллазаде о том, что я якобы пытался политически эпатировать публику. Там описана судьба человеческая, а никакая не политика, – заявил он.

            Что касается содержательной части произведения, событий, описанных в нем, то, как говорит автор, если я хоть в чем-то там наврал, то готов нести за это любую, самую жесткую ответственность. Но я ни в чем не соврал в этой книге, там описаны последствия конфликта, в котором мы все виноваты. Там затрагивается в основном тема моего родного села Айлиса, описывается наша совместная жизнь с армянами, добрая и хорошая, и произошедшая затем трагедия, – заключил писатель.

            Накануне А. Айлисли заявил Salamnews: Если давление на меня усилится, – я покину страну. Так он выразил отношение к акции протеста, прошедшей перед его домом.Он отметил, что никогда не собирался уезжать из страны и не хотел этого. Но если кто-то не позволит мне жить в Азербайджане, то это произойдет. Выезд из страны – тяжелый для меня вопрос. Я очень плохо отношусь к тому, как ведут себя по отношению ко мне. И не следует выдавать мое произведение за антинародное, – заключил А. Айлисли.

            Что для нас является самым важным во всей этой истории, связанной с появлением названного романа и публичной порки его автора? Мы признаем, что наше поколение в Азербайджане выросло, в том числе, и на творениях А. Айлисли, который еще в годы советской власти был для нас, молодых, символом непоколебимости и правды (в те годы их было так мало!).  Смело можно утверждать, что начиная с 60-х годов прошлого века, еще ни один мастер пера в Азербайджане не добился такой всенародной любви, как А. Айлисли! В те годы было поистине великим событием появление каждого его романа, повести или пьесы, в которых каждый мог почерпнуть что-нибудь свое, найти ответы на вопросы, которые беспокоили молодежь. Одним словом, А. Айлисли всегда старался говорить правду! Хотя не всегда это у него получалось в открытом виде, но даже в тисках всемогущей цензуры, он между строк мог преподнести читателю свою правду, за что очень многие уважали его и любили! Еще один немаловажный факт из его биографии состоит в том, что подавляющее большинство художественной интеллигенции Азербайджана тех лет, вне зависимости от своего таланта, в той или иной мере было сломано властями. В отличие от них, несмотря на все попытки КГБ, А. Айлисли, по признанию многих авторитетных людей в Азербайджане, был одним из редких представителей художественной интеллигенции, которого сломать так и не удалось! В этом плане, его последний роман еще раз доказывает, что все те ордена и медали, которыми он был награжден уже в годы независимости (в годы советской власти он всегда находился в опале и не получал никаких наград), даже место депутата до недавнего времени в парламенте, нисколько не смогли подкупить А. Айлисли, заставив его служить интересам каких бы то ни было кланов!

            Исходя из этого, лично у нас нет никаких сомнений в том, что А. Айлисли в своем новом романе тоже говорит правду и только правду. Но что означает эта правда, преподнесенная устами своих поэтических образов в год своего 75-летнего юбилея великим писателем? И еще: Какую роль может сыграть эта правда Акрама Айлисли в судьбе всего государства под названием Азербайджанская республика и его тюркоязычного населения?

   Первое: Как бы странно не звучала эта мысль из наших уст, появление данного романа А. Айлисли является очень удачным подарком для самого алиевского клана. Мало того, если даже его и не было, пришлось бы что-нибудь наподобие самой власти придумать. Дело в том, что пантюркизм в руках алиевского клана, по сути, является удобным идеологическим оружием для зомбирования, одурманивания, оболванивания тюркоязычного населения страны, которое благодаря идеологическим манипуляциям алиевского клана давно уже превратилось в посмешища в глазах мирового, в первую очередь, ученого сообщества. Избегая подробное описание всего этого издевательства над населением, которые продолжаются в течение последних 20 лет, скажем только об одном: Зная болезненное состояние своих граждан, руководство АР в самые кризисные периоды своего правления пользуется пантюркизмом в целях отвода глаз от насущных проблем населения и страны в целом. В такие моменты оно умело манипулирует сознанием населения, путем пробуждения у него националистических чувств перед внешними или же внутренними вызовами, чем и добивается консолидацией всех сил внутри страны в определенном временном отрезке.

            В этом смысле, власти должны были даже поблагодарить Акрама Айлисли, который сознательно или нет, но преподнес им такой подарка судьбы! Бурные обсуждения в парламенте говорят о том, что власти моментально уловили это, и начали идеологическую атаку по всем фронтам. Они стараются путем атаки на известного писателя в очередной раз отвлечь внимание жителей страны от огромных проблем, которые накопились во всех сферах общественно-политической и экономической жизни за годы правления алиевых.

            Добьются они своей цели и в этот раз или нет, во многом зависит от того, как будет себя вести передовая интеллигенция, которая по своему призванию должна стоять горой за А. Айлисли, дабы не позволить властям окончательно ввести страну в пучину хаоса. Именно интеллигенция должна быть заинтересована, чтобы этот трюк властей в очередной раз не прошел!

    Второе: Мы призываем читателей обратить внимание на вопросы, прозвучавшие из уст представителей клана алиевых: Кто такой А. Айлисли? Дело в том, что каждый житель АР, пока он хвалит алиевых, не занимается критикой их политики, вне зависимости от того, где он проживает – в самой стране или за ее пределами, он является самым большим другом и чуть ли не лучшим гражданином-азербайджанцем! Как только кто-то из них старается говорить правду о них, он автоматически становится врагом всего Азербайджана и его азербайджанского народа. За последнее время мы стали свидетелями того, как с подачи властей, известные на всю республику приспешники и лизоблюды среди политиков и журналистов начали лить грязь на различных азербайджанцев, которые еще вчера были в лучших счетах у руководства АР. Кто такой Рустам Ибрагимбеков? Кто такой Союн Садыгов? Кто такой Аббас Аббасов? Кто эти московские олигархи бакинского разлива, которые создали Союз миллиардеров? Выходит, каждый, кто сумеет сказать правду в адрес этой власти, он автоматически становится кто?, иначе говоря – никто! Эти люди автоматически становятся неазербайджанцами, даже врагами народа, хотя еще недавно их поступки и слова нисколько не раздражали власть, наоборот, всячески поощрялись. Власть моментально нападает на этих правдолюбов как бешеная стая волков и объявляет их персоной нон-гратой!

            Что хотят сказать этим представители клана? Разумеется, они хотят сказать, что Азербайджан – это их колония, которую они захватили, и никто кроме них не имеет права претендовать на эту землю и говорить о ее проблемах! На этой земле, согласно их притязаниям, право имеют жить только они и их лизоблюды! Трагедия заключается в том, что до сих пор подавляющее большинство населения и интеллигенции не то что терпели это, а многие из них до сих пор продолжают самым активным образом поддерживать такую политику, даже не думая о том, к чему может все это привести в конце концов.

   Третье: Мы уже написали о том, что в этом романе А. Айлисли, следуя своим многолетним жизненным принципам, главное – слушая голос своей совести, и в этот раз написал правду. Вместе с тем, мы нисколько не сомневаемся еще и в том, что он, учитывая поголовное заражение большинства своих соплеменников вирусом пантюркизма, и к чему может влиться все это для него лично и в плане безопасности его близких и родственников, всех тех его единомышленников, которые сумеют поднять свой голос в его поддержку, все-таки не мог написать всю правду! Честно говоря, одного и даже десятки таких романов не хватило бы, чтобы написать правду о реалиях Азербайджанского государства в полном объеме! А. Айлисли написал лишь о тех событиях, которые по большому счету произошли в рамках одной деревни. В этом смысле, этот роман является лишь малой толикой тех преступлений против коренных народов этой земли, совершенные властями АССР и АР с молчаливым согласием, в большинстве случаев с полным одобрением всего пришлого тюркоязычного населения страны и идеологов пантюркизма, которые все это время занимались растаптыванием чести и национальной гордости этих народов! В течение всех последних 20 лет независимости с ведома властей ученые из НАН Азербайджанской республики день и ночь занимаются только тем, что воруют археологические памятники и надгробные камни из территории Талыша, и увозят их в Нахичевань, дабы доказать принадлежность этой земли испокон веков тюркам! Власти перманентно преследуют и уничтожают всех талышских активистов, которые ведут борьбу за восстановление прав своего народа! Это же осуществляется в отношении других коренных народов этой земли – лезгин, аварцев, парсов и пр. Кто напишет или напишет ли вообще правду об этих преступлениях против этих народов? Кто напишет правду о том, почему десятки псевдоученых и писателей подобно одному из главных лизоблюдов алиевского клана С. Рустамханлы, все эти годы стараются доказать якобы принадлежность части талышской земли тюркам, где их предков приютили Талышские ханы лет 150-200 назад, чтобы они имели кров над головой и не вымерли от банального голода, а Талышские горы стараются переименовать в Ярдымлинские (название районного центра в Талыше, до 1931 году известного под названием Варгадиз – талыш. Волчий перевал)? Кто напишет о том, почему вдруг родина лезгин и других горских народов под названием Кавказская Албания в одночасье стала тюркской, а Талышистан – превратился в пресловутый Южный регион?

            В этом смысле, можно сказать об одном: Роман А. Айлисли, на наш взгляд, является криком души патриота своего народа перед суровыми вызовами сегодняшнего мира, которые вполне могут привести к развалу и полному исчезновению и без того искусственного государственного образования под названием Азербайджанская республика, созданного стараниями большевиков. С высоты своих лет и благодаря своему таланту А. Айлисли одним из первых своих соотечественников смог увидеть эту опасность. Он призывает всех своих соплеменников к всеобщему покаянию, о необходимости которого мы писали неоднократно. Мудрый писатель верит в то, что только путем всеобщего покаяния перед коренными народами этой земли, его соплеменники – тюрки сами еще могут спасти себя и может быть спасут это государства, которого ожидает геополитический коллапс в прямом смысле этого слова. Будет ли услышан голос А. Айлисли его же соплеменниками, поступят ли они так же как он или нет – покажет время. Судя по довольно пессимистической заключительной части романа, он сам вряд ли верит в это: Клубы черного дыма, выходящие из окон церкви возле Парапета, становились все гуще и гуще, смешиваясь с пахнущей кровью черной ночью 13 января 1990 года, – пишет он. Эти слова говорят о том, что он ясно видит опасность для своего государства и народа, но, вместе с тем, вовсе не верит в чудесное избавление своих соплеменников от смертельной болезни под названием пантюркизм. Вместе с тем, учитывая непререкаемый авторитет этого мудрого человека и замечательного писателя в стране, мы все же надеемся, что его роман многих в стране заставит хотя бы задуматься…

            Со своей стороны мы уверены, что от этого будет зависеть судьба самой Азербайджанской республики и его тюркоязычного населения.

 

Источник: BS-Kavkaz

 

  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Добавить коментарий comment Комментарии (0 добавлено)

Главные новости

|