Саид Нурси и нурсизм: идеология, распространение, конфликтный потенциал

Разделы

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Рассылка

Подписаться на рассылку:


  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Оцените содержание статьи?

(всего 9 голосов)
Изменить размер шрифта Decrease font Enlarge font
image

 

            21 января 2013 года в столице Татарстана состоялось заседание Казанского экспертного клуба Российского института стратегических исследований (РИСИ) на тему Саид Нурси и нурсизм в России и Татарстане: идеология, распространение, конфликтный потенциал, организованное Приволжским центром региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ. Мероприятие прошло в формате круглого стола.

            Председатель Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия Фарид Салман считает, что ученики турецкого проповедника Саида Нурси (1876-1960) превратили учение своего учителя в идеологию секты. Сегодня фигура Саида Нурси является такой, что через нее современная Турция Реджепа Эрдогана пытается навязать свой геополитический проект всему миру, — полагает казанский теолог.  Он рассказал весьма примечательный факт из своего опыта общения в 1993 году в Багдаде с первым секретарем Посольства Ирака в Великобритании Анваром Варджмардани, иракским туркменом по национальности, который защитил докторскую диссертацию по книге Рисале-и Нур Саида Нурси. На вопрос Фарида Салмана чем вызван у иракского дипломата интерес к турецкому проповеднику первой половины ХХ века, тот ответил, что изучение учения Саида Нурси открывает двери во многие знатные дома в Стамбуле, намекая на то, что у нурсизма много высокопоставленных сторонников в высших эшелонах власти Турции.

            Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов выступил с докладом Деятельность нурсистов на территории Татарстана: представители, методы вербовки новых членов, формы участия в жизни мусульман. Эксперт напомнил, что в начале 1990-х годов в Казани учение Саида Нурси распространял Байтулла Ямак, приехавший из Турции и сыгравший большую роль в распространении этого нетрадиционного для татарского народа течения зарубежного ислама. Наиболее распространенной формой вербовки новых адептов осуществлялось по линии сети разветвленных официальных и неофициальных образовательных учреждений, где  проявивших религиозное рвение неофитов переправляли в Турцию для более углубленного изучения нурсизма с целью последующего возврата на родину, — считает Раис Сулейманов, обращая особенно внимание на деятельность турецкой организации Эртугрул Гази в Татарстане, которая получала предостережение от надзорных органов за осуществление экстремистской деятельности. Сам эксперт видит усиление влияния нурсизма в распространении взглядов турецкого миссионера Фетхюллаха Гюлена, одного из последователей Саида Нурси, переработавшего его учение под новые реалии конца ХХ – начала XXI вв. Среди гюленистов в Татарстане много представителей татарской интеллигенции, журналистов и политиков, — отметил Сулейманов.  По его словам, организацию Гюлена с ее разветвленной сетью ячеек, маскирующихся под образовательные и культурные учреждения, используют США в своих интересах. Вы можете себе представить, чтобы человек, возглавляющий целую империю своих последователей, живет уже 15 лет в Пенсильвании и при этом никак не сотрудничает с американскими спецслужбами?!, — задается вопросом исламовед.

            Директор Фонда развития и возрождения азербайджанской культуры Шамиль Тагиев рассказал о проникновении нурсизма в азербайджанскую общину России. По его мнению, укрепившись в 1990-е годы в Азербайджане через сеть дошкольных, средних и высших образовательных учреждений, нурсисты принялись осваивать огромную диаспору азербайджанцев в России, насчитывающую около миллиона человек. Наиболее активно пропаганду нурсизма осуществляет в Москве Намиг Шахпеленгов, который возглавляет Центр солидарности азербайджанцев России. Нурсисты в Москве упор делают на работу в среде азербайджанского студенчества престижных вузов – МГУ, РУДН, РЭУ им.Г.В.Плеханова, МГИМО и др., — рассказал Тагиев на конференции, который привел примеры как нурсисты стремятся традиционный для азербайджанцев шиизм подменить своим учением.  Нурсистам нужны те, кто завтра займут в государственных или коммерческих учреждениях займут руководящие посты, а в данных вузах учится азербайджанская молодежь, чьи родители относятся к элите, — резюмировал азербайджанский общественный деятель.

            Научный сотрудник  Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Василий Иванов выступил с докладом Российские правозащитные организации в роли адвокатов нурсизма, где рассмотрел деятельность центра Мемориал и центра Сова, которые фактически стремятся реабилитировать нурсизм в России, несмотря на его запрет. Эксперта совершенно не удивило, что в ежегодных докладах Госдепа США последних лет, посвященных религиозной свободе в мире, постоянно говорится о миролюбии этой турецкой секты. Странная ситуация получается: и Вашингтон волнуется за нурсистов, и российские правозащитники тоже, — задается вопросом эксперт, приведя в качестве примера подобной попытки реабилитировать нурсизм в России проведенный 31 октября 2012 года правозащитным центром Мемориал круглый стол Давление на последователей Саида Нурси в России. По мнению Иванова, правозащитники придерживаются двойных стандартов: с одной стороны, защищают нурсистов, которые в своих трудах призывают к насилию в отношении неверующих, а с другой стороны, осуждают православных апологетов за их высказывания против атеизма. Эксперт рассказал, что проблема нурсизма сегодня актуальна и на Украине, где в Николаевской области недавно было раскрыто нурсистское подпольное медресе (доресхана), где вербовались этнические украинцы и русские, часть которых сейчас отправилась воевать в Сирию.

            Подводя итог конференции, Раис Сулейманов отметил, что сейчас предпринимается попытка реабилитировать нурсистов в России, снять с Нурджулар статус экстремистской организации. На фоне антиваххабитского настроя общества, особенно после терактов 2012 года в Татарстане и Дагестане, нурсисты пытаются восстановить свое влияние под тем предлогом, что они не такие как ваххабиты, а их адвокаты преподнести их в качестве чуть ли не пацифистов, однако надо понимать, что за нурсизмом стоит стремление Анкары и США расширить свое геополитическое влияние на все постсоветское пространство, — резюмировал эксперт.

 

Источник: РИСИ

 

  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Добавить коментарий comment Комментарии (0 добавлено)

Главные новости

|