Фахраддин АБОСЗОДА: “НАША СИЛА В НАШЕЙ КОМАНДЕ”

Разделы

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Рассылка

Подписаться на рассылку:


  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Оцените содержание статьи?

(всего 357 голосов)
Изменить размер шрифта Decrease font Enlarge font
image

Представляем вниманию читателей интервью лидера Движения за возрождение Талыша,

известного политолога, общественного деятеля Фахраддина Абосзода. Речь идёт об острых

 и актуальных проблемах коренных народов Южного Кавказа, оказавшихся на острие

 глобальных вызовов современности, и о возможных путях их решения.

* * *

Вопрос: Г-н Абосзода, в одной из своих недавно опубликованных статей Вы писали, что наступивший 2013 год будет “урожайным” для Азербайджанской Республики. Ваши аналитические статьи, написанные в последнее время, в какой-то мере поясняют, о чем идет речь. Вместе с тем нашим читателям хочется, чтобы Вы более подробно рассказали о своем видении ближайшего будущего Азербайджанской Республики.
Ответ: Для начала могу сказать одно: сегодня пока никто не может с точностью утверждать, будет ли в обозримом будущем это государство все еще существовать или нет. Лично мое мнение таково, что это искусственное государственное образование не имеет никаких шансов существовать и дальше. Логика развития современного мира заключается в том, что такие государственные образования обречены на исчезновение.
     Но это не говорит о том, что другие варианты развития событий полностью отсутствуют и говорить тут больше не о чем. Варианты всегда есть и будут. Если Вы позволите, то подробно обо всем этом поговорим в ходе нашего разговора.


В таком случае такой вопрос: Внимательное ознакомление с материалами бакинских СМИ показывает, что в них Ваше имя либо вообще не произносится, либо к Вам относятся очень враждебно. В чем причина этого?
Ответ: Прежде чем ответить на Ваш вопрос, мне хочется внести ясность по одному пункту. Вы знаете, я в основном пишу материалы аналитического свойства, где в меру своих знаний и опыта стараюсь излагать свое видение тех региональных геополитических и неразрывно связанных с ними внутригосударственных процессов, которые происходят и в обозримом будущем, видимо, будут еще происходить в основном в Азербайджанской республике и Исламской Республике Иран, а отчасти и в других южно-кавказских государствах – у наших соседях и пр. В отличие от Советского Союза, слава Аллаху, ныне во всех постсоветских странах есть многочисленные аналитики, которые занимаются исследованием тех же вопросов, которыми занимаюсь в том числе и я. В моем понимании, не бывает слабых аналитических комментариев. В каждом, даже очень слабом с чьей-то точки зрения, материале можно иногда найти то рациональное зерно, которое поможет тебе полностью раскрыть смысл тех или иных процессов. Другое дело, когда аналитик бывает ангажированным и обслуживает чьи-то интересы, служит кому-то или же вообще боится высказать ту или иную точку зрения, что чувствуется невооруженным глазом при чтении того или иного материала. В этом плане аналитик должен быть независимым, вернее,  должен стараться быть максимум объективным в своих суждениях, дабы не превратиться в посмешище в глазах читателей.
     Вместе с тем каждый аналитик одновременно является и проводником, защитником интересов своего государства, народа или же той политической силы, которую он представляет. Например, лично для меня аналитика интересна настолько, насколько она может помочь моему народу, который ведет борьбу за восстановление своей государственности, вернее будет сказать, что просто за выживание в этом неспокойном мире. Для нас важно понимать суть происходящего в мире и в том числе в нашем регионе, и на основе этого «правильно ориентироваться в пространстве и во времени». Главный принцип для меня – не навредить своему народу, как, впрочем, и другим. Вот тут, кстати, и вся загвоздка, на мой взгляд! Вместе с тем некоторым кажется, что нельзя быть одновременно и патриотичным политиком и в то же время независимым, объективным аналитиком – такая оценка в корне ошибочна. В моем понимании, мастерство аналитика заключается во многом в его умении совместить в своих комментариях два упомянутых начала.
     Подобная кажущаяся дихотомия объективности (академичности) и так сказать институциональной заинтересованности в формировании некоего дискурса, о которой много пишет современный французский исследователь Д. Биго, вполне естественна, и, будучи представителем Талышского движения, я, комментируя происходящие геополитические сдвиги, безусловно выражаю наше видение глобального и регионального политического процесса и перспектив переустройства системы международных отношений и международного права. Но хочу подчеркнуть, что выражение нашего видения является, насколько это возможно, трезвым и взвешенным взглядом на систему международных отношений и наше место в ней, а не игнорированием реальной ситуации, как, к сожалению, это часто происходит в публикациях некоторых наших бакинских коллег.
     Они думают, что если они будут заниматься объективным анализом геополитических процессов, т.е., грубо говоря, если скажут правду, то это может навредить стране и государству. Тем самым они волей-неволей выступают носителями искаженной картины окружающего нас мира и важных геополитических процессов, происходивших в нем. Вернее, они обманывают и себя, и своих читателей. Одурманенные пантюркистской идеологией, некоторые бакинские аналитики, да и не только они, на полном серьезе уверены в том, что если они будут описывать мир вокруг своего государства и внутри него в одних розовых тонах, то этим они якобы окажут ему неоценимую услугу.

Вопрос: А Вы поддерживаете связь с бакинскими аналитиками?
Ответ: В Баку проживают некоторые аналитики, которых я очень уважаю и ценю их умения комментировать события. К сожалению, последние пять лет, как я проживаю в Москве, у меня нет с ними никаких контактов. Честно говоря, хорошо зная, чем для них могут обернуться контакты со мной, я, согласно своему базовому принципу, не хочу навредить им. Я хорошо знаю, как тяжело приходится им жить и работать при авторитарном режиме, в окружении оголтелых пантюркистов. Поймите, у каждого из них свои семьи, проблемы. Но все же они продолжают бороться “за чистку” информационного поля от той грязи, с которой им приходится сталкиваться на каждом шагу. Часто им необходимо выражать свои мысли в завуалированном виде, чуть ли не языком жестов. Кому-то в современном мире это может показаться диким, может, даже неправдоподобным, но, поверьте, это чистая правда! Поэтому я довольствуюсь тем, что читаю их материалы, часто цитирую их в своих статьях. Их мысли помогают мне быть в курсе тех событий, которые происходят в стране в мое отсутствие.
      Есть аналитики, которых я знаю только по их публикациям в открытой печати, и уважаю их заочно, будучи даже не знакомым с ними лично. В последнее время количество таких аналитиков постоянно увеличивается, что меня очень радует. Благодаря комментариям таких аналитиков общественность в стране, – да и в мире, – с каждым днем получает все более объективную картину азербайджанских реалий.
     Наконец, есть и такие, с кем у меня по идейным соображениям не может быть никаких контактов, так как они видят смысл своей жизни в бесконечном хвалении правящего режима и тем и счастливы! Для меня такая жизненная позиция вроде бы образованных людей никак не может быть приемлемой. Вместе с тем, сталкиваясь с ними по жизни, я вспоминаю слова из нобелевской лекции Иосифа Бродского: “Грамотный-то, образованный-то  человек  вполне  может, тот или иной политический  трактат прочтя, убить себе подобного  и даже испытать при этом  восторг  убеждения.  Ленин был грамотен, Сталин  был  грамотен, Гитлер тоже; Мао Цзэдун, так тот даже стихи писал; список их  жертв, тем не менее, далеко превышает список ими прочитанного”. Список политических (и не только) жертв пантюркистов за последние сто лет на территориях, вошедших по роковому стечению обстоятельств в состав АР, превышает все мыслимые масштабы. И эти люди все еще видят свою дискриминационную позицию правдивой, истинной.  Именно такие аналитики часто пишут письма на мой электронный адрес с оскорбительными словами, даже с руганью. В этих письмах, вместо того, чтобы, если и не научно, то хотя бы серьезно обосновать свою критику моих публикаций, они часто прибегают к методам “бабьей ссоры из-за неправильно развешенного белья на балконе”! Они получают непонятное для меня удовольствие от того, что обвиняют меня якобы в “предательстве национальных интересов АР”, называют меня “агентом” Армении, Ирана, России, а иногда даже Израиля.


Вопрос: Вам интересно, читают ли Ваши комментарии в АР или нет?
Ответ: Во-первых, я знаю, что они, т.е. в основном заинтересованные круги, читают все мои публикации. Об этом можно судить по тем нападкам, о которых я написал выше. И не только. Но если даже представить, что не читают, это нисколько не беспокоит меня. Честно признаю Вам, что когда я пишу тот или иной материал, в моей голове бывают совсем другие мысли. Меня беспокоит исключительно то, насколько написанное будет полезным для моего народа. Тем более кроме морального удовлетворения я не получаю никаких других дивидендов от того, сколько человек читает мои публикации.

Вопрос: Интересно было бы узнать обо всех этих нападках на Вас на конкретных примерах, если это возможно.
Ответ: Конечно, возможно. В рамках одного интервью невозможно рассказать обо всем этом подробно. Ведь это все продолжается не один год! Поэтому я постараюсь на основе нескольких примеров и фактов довести до сведения ваших уважаемых читателей основную суть вопроса.
    Предметом комментария любого аналитика является конкретный факт или же события, происходящие на данный момент. При этом бывают так называемые оперативные комментарии, которые требуют максимально быстрой реакции на них, чтобы помочь читателям правильно понять такой поворот событий и их возможные последствия. Есть более сложная аналитика, представляемая в виде аналитических докладов и посвященная созданию более целостной картины событий определенного периода, которые на взгляд автора могут привести к кардинальному изменению ситуации.
     Как я уже рассказал, для меня главное в моей работе – это мой народ и его будущее. Когда я комментирую то или иное событие из жизни своего народа или событие, не имеющее, как кажется, к нему отношения, я стараюсь, – разумеется, на основе не своих эмоций или желаний, а фактов – описать свое видение данного события и возможных последствий для талышского народа, стараюсь довести до внимания своих читателей более или менее объективную картину. При этом я руководствуюсь принципом "не обманывать свой народ", т.е. не вешать лапшу ему на уши, не подталкивать его на необдуманные поступки, которые могут закончиться для него весьма плачевно и даже трагично. Внимательное изучение в течение долгих лет (я занимаюсь изучением этих вопросов уже свыше тридцати лет) мирового опыта решения национального вопроса, а также тех геополитических процессов, которые происходят в различных регионах мира, в том числе и в наших краях, позволяет мне прийти к выводу, что единственным выходом для нашего народа на нынешнем этапе мирового развития может стать восстановление талышской государственности, ликвидированной в связи с присоединением части нашего национального государства – Талышского ханства – к России ровно 200 лет назад! Я глубоко уверен, что только наше собственное государство может быть гарантом выживания и дальнейшего процветания нашего народа.
     В ответ на это мои недоброжелатели из Баку называют меня "сепаратистом" и обвиняют меня в том, что якобы я разрушаю Азербайджанскую Республику. В предыдущие годы, особенно в начале моей деятельности на этом поприще, я часто реагировал на такие нападки, и старался отвечать на все эти публикации. Впоследствии я понял всю бессмысленность таких ответов, так как они как хорошо обученные попугаи время от времени занимаются только повторением своих прежних обвинений, не приводя никаких новых, научно обоснованных, имеющих хоть какую-то логику аргументов. То, что раньше я писал в своих ответах, и сегодня остается в силе, так как все они научно обоснованы и логично подкреплены. Тут я могу озвучить для Ваших читателей некоторые из своих аргументов.
     Во-первых, сама логика говорит о том, что я даже при очень большом желании просто не могу быть разрушителем АР, так как, прежде чем разрушить что-то, надо в первую очередь этим владеть! Я не занимаю, да никогда и не занимал в АР более или менее значимую должность, чтобы хоть в чем-то навредить этому несчастному государству. Сегодня в самой АР уже многие начинают понимать, кто, как и с какой целью разрушает это государство. Я тоже чувствую, даже вижу, как это государство просто сыплется буквально на глазах. Я вижу это и пишу соответственно этому. В чем моя вина, если кто-то в Баку не видит, куда катится государство, или же не хочет видеть те объективные и субъективные процессы, которые рано или поздно приведут к полному краху государства под названием АР?
     Во-вторых, спрашивал ли кто-то при образовании этого государства наш народ о том, хочет ли он быть в его составе? Может, провели референдум, чтобы узнать его мнение? Не было такого! Если это так, а это так и есть, то, как можно называть меня сепаратистом, когда я и мои единомышленники стараемся спасти свой народ, которому угрожает неминуемая смерть в составе данного государства?

Вопрос: Вас часто обвиняют в связях с армянами. Вам есть, что сказать своим недоброжелателям по данному поводу?
Ответ: Вы простите меня, конечно, но ведь это все чистой воды риторика! Я что должен отчитываться перед кем-то о своей жизненной позиции, о своем конкретном поступке, о своих предпочтениях, пожеланиях, мотивах и т.д.? Какое это будет иметь значение, если я даже скажу правду? Вы думаете, они поверят в это? Да и нужно ли мне, чтобы они поверили?
     Совсем другое дело, если речь идет при этом о моих единомышленниках. Я всегда говорю им: да, у нас есть трудности, проблемы, иногда даже существенные! Да, порою нам бывает очень даже тяжело в нашей борьбе! При этом, разумеется, мы можем решать свои кое-какие проблемы с помощью каких-то внешних заинтересованных сил и государств. Но, когда речь идет о судьбе всего нашего народа, самым опасным для всех нас является зависимость от какой-то внешней силы, которая легко из нас может сделать марионеток, какие бы красивые слова она не говорила нам сначала. Это не потому и не только потому, что кто-то из этих внешних сил старается устроить нам ловушку! Нет, конечно! Но мы должны четко отдавать себе отчет в том, что дело, которому мы все посвятили часть своей жизни, – политическое. Вернее, у каждого из этих заинтересованных, даже очень благожелательно относящихся к нашему народу внешних сил имеются свои национально-государственные интересы, которые требуют от них самих действовать строго в соответствии с ними! Кто может дать нам гарантию того, что завтра их собственные интересы не потребуют от них изменить свое отношения к нам и потребовать от нас выполнять какие-то их требования во вред нашему народу?
     Исходя из этого, мы до сих пор всегда старались, и, думаю, дальше будем стараться быть максимум независимыми в отношениях со всеми нашими союзниками и друзьями. Я никогда не скрывал и не собираюсь скрывать, что все коренные народы нашего региона, к числу которых относятся и армяне тоже, должны иметь дружественные отношения, поддерживать друг друга. Мало того, в течение большого отрезка времени я стараюсь объединить усилия всех этих народов в единый фронт, так как считаю это решающим условием нашего успеха. При этом меня мало волнует, что это не нравится кому-то со стороны, особенно в Баку!
     Я хочу рассказать Вам по этому поводу об одном показательном, с точки зрения близорукости некоторых идеологов Алиевского режима, факте. В течение всех последних лет официальная пропаганда в Баку, включая президента И. Алиева, утверждает, что “армяне Карабаха являются гражданами АР”. В переписях населения каждый раз число граждан армянского происхождения указывается в 120 тыс. человек (согласно последней переписи населения СССР в 1989 г.). Я не говорю о том, что должны были делать власти этого государства и его интеллигенция для того, чтобы в течение всех этих лет хоть как-то внушить доверия “своим армянским гражданам”, пробудить в их сердцах если даже не любовь, то хотя бы уважение к себе, чтобы иметь моральное право называть их своими гражданами. Я тут мог бы рассказать о многих вещах, которые должен был выполнить официальный Баку в целях решения проблемы Карабаха в свою пользу. Но не вижу в этом смысла. Как говорится, зачем оно мне? Пусть сами выкарабкиваются из той ямы, в которой оказались по собственной вине. Вместо того, чтобы хоть что-то сделать в этом направлении официальный Баку в течение всех этих лет делал все, чтобы как можно сильнее удалить от себя армян Карабаха! Президент своими необдуманными заявлениями то провозглашает на весь мир, что Армения якобы “построена на исконно тюркских землях”, то объявляет весь армянский народ “врагом АР” и т.д. При этом он даже не думает о том, как может глава государства объявить своих же граждан врагами государства? Как он может после всего этого “заманить армян Карабаха своими бакинскими “пирожками””, как об этом образно пишет мой друг Л. Мелик-Шахназарян, – кстати, еще один “гражданин АР”?
     Наконец, еще об одном факте. Летом мы в Москве провели пресс-конференцию в защиту арестованного в Баку талышского ученого, главного редактора газеты “Голос Талыша” Г. Мамедова, куда пригласили и одного известного карабахского армянина, т.е., говоря языком официального Баку, “гражданина АР”. И что? Вы наверно прочитали, какие оскорбления посыпались лично на меня со стороны тех же бакинских идеологов, о которых я уже успел Вам рассказать? Я думаю, не стоит объяснять Вашим читателям, насколько сильно можно страдать тугодумием, чтобы писать такие вещи. Тут и так все ясно.

Вопрос: Многие в Баку считают Вас ненавистником и даже врагом тюрков. Правда ли это? И еще: возможно ли, на Ваш взгляд, совместное проживание талышского народа (да и остальных коренных нетюркских народов АР) с тюрками, с известных времен  обосновавшихся на этих землях?
Ответ: Упаси Аллах! Как я могу быть ненавистником целого народа, которых, как и нас, сотворил Бог? Это – огромный по своим объемам вопрос; по нему можно говорить не один час и даже день. Но, раз Вы задаете такой вопрос, я постараюсь коротко, насколько это возможно, довести свою позицию до Ваших читателей.
     Во-первых, и об этом мы говорим всегда и всюду: наша борьба не направлена против какого-то народа, это борьба “за”, а не “против”. Мы за возрождение своего народа. При этом, как уже я говорил Вам, даже в мыслях у нас нет того, чтобы хоть чем-то навредить другим народам, в том числе тюркам.
     Во-вторых, когда мы говорим о необходимости возрождения своего народа, наши соседи тюрки говорят нам “мы все братья”, но при этом, почему-то, настаивают, чтобы все мы разговаривали на языке одного брата. Им не нравится, – некоторых из них это даже очень раздражает, и они не скрывают этого, и даже пишут об этом вполне открыто! – то, что мы в своих семьях разговариваем на своем родном языке. В ответ на это мы им заявляем, что нам и в гробу не нужно такое братство! Мы лучше построим свое государство, где не только будем разговаривать на своем языке, но еще и будем получать на нем образование, создавать литературу, кино, музыку и т.д.! Тогда и посмотрим, как какой из наших соседей к нам относится. А в соответствии с этим построим свои отношения с каждым из них.
     В-третьих, мы уверены в том, что если наши соседи тюрки на самом деле желают жить с нами в соседстве, да еще и в дружбе, то они должны попросить прощения у нашего народа за все те оскорбления, которые были нанесены ему за все эти годы поневоле совместного проживания! Без покаяния не бывает и прощения! Пусть они сначала просят прощения, а там мы посмотрим, можно ли верить их покаянию или нет, потому что они должны это сделать вполне искренне и публично. Пока этого нет, значит, и речи не может идти о каком-то призрачном братстве, которое, как уже показали прошедшие годы, ничего хорошего не сулит нашему народу (в том числе и другим коренным народам – нашим соседям). В течение долгих лет мы призываем их не искать на наших древних кладбищах “следов тюрков”, которых не было известных нам и вам времен! Не стоит переименовывать наш Талышистан в пресловутый “Южный регион”, тем самым оскорбляя наш народ! Не стоит приписывать всю историю, культуру, искусство, фольклор, музыку, обычаи и традиции нашего народа себе, тем самым предпринимая бесполезные попытки искусственно, зачастую даже нагло удревнить историю тюрков на этой земле, которая испокон веков была только нашей Родиной! Если мы свою Родину не уступили чингисханам, тамерланам и тому подобным завоевателям, то тем более не отдадим их потомкам, которые в течение нескольких столетий пребывания в соседстве с нами не проявляли никакого, даже эпизодичного геройства и реально не создали своего исторического базиса в этих краях. Они до сих пор продолжают хвастаться и утешать себя героической историей то среднеазиатских, то анатолийских, то монголо-татарских завоевателей, либо приписывают тюркам героев наших народов – талышей, лезгин, аварцев, парсов и пр. Своих героев у них нет. Мы ли виноваты в этом?
     Пусть хотя бы взглянут на своих “старших братьев” – турков, которые наконец-то осознали всю тупиковость политики по истреблению и тюркизиации народов Анатолии, которая фактически уже поставила государство лицом к лицу с угрозой распада. Они начинают симпатизировать курдам, лазам, черкесам, армянам и другим народам Турции, над которыми фактически издевались все прошедшие периоды истории. Неужели для осознания этого необходимо дождаться появления в АР военизированных группировок наподобие Рабочей партии Курдистана, Ирландской республиканской армии или ЭТА?!
     Неужели для осознания всего того, что они творили, нужно было дождаться формирования в АР военно-полицейского чужеземного курдского режима, в рамках которого уже сами тюрки попадают в положение подчиненных, в то положение, в которое они пытались все эти годы загнать коренные народы этих земель?!
     Без всякого лукавства могу сказать, что наша борьба за спасение своего народа в то же время направлена и на спасение наших тюрков тоже. Это кому-то может показаться парадоксом, но это реальный факт, от чего никуда не денешься. Сегодня власть в АР захвачена курдским кланом Алиевых, который занимается оболваниванием тюрков, а в за их спиной шаг за шагом превращает это государство в курдское. Когда мы пишем об этом, мы ведь тем самым предупреждаем тюрков о надвигающейся опасности для них! Вот уже сколько лет мы сообщали, что клан Алиевых систематически переселяет на территорию АР курдов из Турции, Ирака и т.д. А как они реагируют на это?
     Давайте обратимся к фактам. На днях некоторые бакинские сайты распространили видеоролик, где четко слышно, как полицейским, разгонявшим митингующих в Баку,  даются команды на курдском языке. Как реагировали на это бакинские аналитики и журналисты? Почти все они оценивают это событие как “неуважение к государственному языку АР”. Некоторые на полном серьезе занимаются осмеиванием “интеллектуального уровня” полицейских, которые закручивали руки и толкали в полицейский автобус “своего человека” – того, кто озвучивал среди митингующих хвалебные слова в их адрес.
     Вы понимаете, о чем говорит присутствие курдских боевиков в центре Баку? Ведь это пахнет международным терроризмом, против которого мировое сообщество ведет борьбу сообща! Ведь это может означать конец “тюркского государства АР”! Вместе того, чтобы предать эту информацию международной огласке, написать во все международные организации о факте “привлечения курдских боевиков для подавления мирного протеста гражданского населения”, требовать от них незамедлительного независимого международного  расследования данного факта, они делают вид, что ничего не происходит! Ведь в АР мало кто не знает, что есть целые регионы страны, которые уже давно полностью населены курдскими переселенцами! Как Вы думаете, какова реакция со стороны наших тюркских соседей? Никакая! Вместе того, чтобы спасти “свое государство” (так они любят называть АР), они еще нас ругают за то, что мы стараемся это делать в отношении собственного народа!

Вопрос: Выходит, не остается никаких шансов для совместного проживания всех этих народов в составе единого государства?
Ответ: Я пока этого не говорил. Поймите, мы – реалисты. Мы не питаем себя и свой народ пустыми иллюзиями. Мы не собираемся, будто провидцы, заниматься предсказанием будущего во всех его деталях. Как аналитик, я могу только рассказать о тенденциях дальнейшего развития событий в регионе и АР, и об их возможных последствиях. Но в каких конкретных формах они будут осуществляться, ни один уважающий себя аналитик Вам не скажет. Даже самые гениальные аналитические предсказания в некоторой степени корректируется реальностью. Все они осуществляются “в общих чертах”. Для аналитика является большой удачей то, что он предвидит конкретные тенденции тех или иных процессов.

Вопрос: И каковы, на Ваш взгляд, эти тенденции относительно Азербайджанской Республики?
Ответ: Первое: многие ведущие аналитики и наблюдатели сегодня признают, что клан Алиевых в течение этого года, по всей видимости, должен уйти с властного олимпа. При этом отметим, что в каких именно формах это произойдет, пока никто сказать не берется. Если говорить в общих чертах, клан, исходя из обострения ситуации внутри страны и вокруг нее, может быть, будет вынужден уйти добровольно. Говорят, как встретишь Новый год, так его и проведешь! Если поверить в эту народную мудрость, а у нас никаких оснований не верить в нее, начало наступившего года ознаменовалось усилением массового протестного движения населения АР. Судя по этому, вполне возможно, что у режима не останется другого выхода, как тихо и спокойно уйти. Впрочем, это будет хорошо для всех, в том числе и для самого клана.
     Но тут есть одно “но”. Чтобы дать протестному движению поистине всенародный характер, патриотические силы в стране и в первую очередь сами тюрки должны быть заинтересованы в том, чтобы независимо от этнического и прочего происхождения все объединились в единый фронт во имя спасения этого “тюркского государства”. А для этого требуется, чтобы в самом начале пути руководители всех этих народов путем переговоров договорились между собой и подписали документы, четко определяющие будущую конструкцию государства. То есть нетюркским этносам, в зависимости от их количества, компактного проживания и т.д., должны быть представлены те или иные формы автономии со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вопрос: На Ваш взгляд, чего хотели бы в таком случае талыши?
Ответ: Вы понимаете, тут очень много вопросов концептуального характера, которые требуют своего тщательного анализа. Но, если быть кратким, нас устроила бы полноценная автономия на наших исторических земля (до алибайрамлинского левобережья Куры), предусматривающая полную свободу при решении внутренних вопросов. Армия, денежная эмиссия и национальная безопасность остаются в ведении центра, в остальном же мы получаем полную свободу. Иными словами, мы справедливо претендуем на то, что власти АР обещают карабахским армянам, если конечно последние захотят этого сами. При этом надо отметить, что мировая практика подразумевает также и то, что общегосударственные решения принимаются условным центром с согласия всех групп населения, каждая из которых обладает правом вето при обсуждении принимаемых решений.Переформатирование государства будет предусматривать изменение его основ, вплоть до символов, которые все еще представляют только лишь тюрков.  Мы больше чем уверены, что это наиболее спокойный из возможных путей развития ситуации, но его претворение требует от всех политических сил государства колоссальной воли и взаимной ответственности друг перед другом.
     Второй вариант может быть следующим. Смена власти в стране произойдет революционным путем. Если власти предпочтут подавить протестное движение с помощью своих курдских боевиков, тогда одним из возможных путей вполне может стать революция. Учитывая стремительный рост протестных настроений в стране, у нас есть все основания полагать, что это может стать самой жесткой и кровопролитной революцией в истории всего нашего края. В этом могут сыграть значительную роль революционные настроения тех граждан АР, которые в настоящее время проживают на территории РФ. Судя по вполне реальным процессам, которые ныне происходят внутри самой РФ в сфере ужесточения миграционной политики, в ближайшее время ожидается большой отток этих граждан из России. Не секрет, что они до этого проживали на территории более демократичного и свободного по сравнению с АР государства и жили достаточно богато. Как они поведут себя в АР, где отсутствует всякая свобода слова и действий, а уровень жизни на порядок ниже?
     Кроме этих двух путей смены власти в стране, существует еще один путь, который условно можно обозначить как “внешний путь”. Это может быть связано с геополити-ческими процессами, которые стремительно приближаются к АР,а,по мнению некоторых наблюдателей, “уже находятся там”. Несмотря на то, что мы его называем “внешним путем”, это еще не означает, что он обязательно произойдет путем внешнего вмешательства.   Геополитика – это не только и не столько внешнее вмешательство во внутренние дела того или иного государства. Она выглядит такой лишь на первый взгляд. На самом же деле, логика развития внутренних процессов в стране сама приводит к этим изменениям. Если учесть, что на простом человеческом языке это еще называется как “хаос”, и, несмотря на то, что он бывает “управляемым”  и “неуправляемым”, часто эти процессы приводят к внешнему вмешательству во внутренние дела государства. Это – цугцванг, перед которым само государство и существующие политические силы бывают бессильны.
     Наконец, есть еще один путь – это одновременное восстание коренных народов этих земель. Как бы страшно не звучало это из моих уст, это может не только положить конец существованию государства под названием Азербайджанская Республика, но может создать и определенные опасности для тюркского этнического элемента на нашей земле!
     Не вдаваясь во все подробности, могу сказать только одно: каждый из этих путей  сегодня имеют одинокое право на существование.

Вопрос: насколько Вы уверены, что так и будет?
Ответ: Вынужден повториться. Аналитик, исходя из реалий сегодняшнего дня, на основе анализа имеющих фактов и событий старается выявить возможные тенденции их дальнейшего развития. Никто не знает, что может случиться завтра или же даже через час. Завтра и конец света может наступить, в конце концов. Кроме того, я же не претендую на роль истины в последней инстанции! Это то, каким я вижу ход надвигающихся событий. Другие вправе выдвинуть свое видение развития событий. Нельзя заставить всех думать как вы, и наоборот – никто не вправе заставить меня или Вас думать как другие.

Вопрос: Я так и не понял из Ваших слов, состояться выборы президента в АР или нет?
Ответ: Вполне возможно. Но может быть и наоборот. Все может быть. Нельзя исключать ни один из сценариев развития событий. Не хочу повторяться, но должен еще раз отметить: те сценарии, о которых я рассказал Вам, на мой взгляд, являются более вероятными. Но я не собираюсь никого устрашать или предсказывать конец света.

Вопрос: И. Алиев пойдет ли на выборы, или может ли он быть переизбран на этот пост?
Ответ: Это он сам должен определить для себя, идти на выборы или нет. Если все останется таким, как это было еще недавно, вернее, если протестные настроения пойдут на спад, а оппозиционные силы и дальше будут продолжать бой бульдогов под ковром за власть или за какие-то материальные и другие дивиденды лично для себя, тогда, конечно, он будет иметь все шансы быть переизбранным. Главный вопрос в том, что будет после того, как он будет переизбран.
     Кроме того, тут следует иметь в виду еще несколько моментов. Во-первых, практика показывает, чем больше человек цепляется за власть, тем более плачевным бывает его конец. Другое дело, насколько конкретный человек понимает это сам. Потому что истина и то, что человек, находящийся на высшем посту в государстве, как правило, думает, что он вечный и бессмертный. На этом и попадают многие властители, в первую очередь – диктаторы. Во-вторых, нельзя забывать и геополитику – то, как именно будут развиваться события в мире и регионе, какой расклад сил будет на международной арене на момент Икс. Наконец, нельзя исключить и фактор великих держав. Как они будут договариваться между собой по разделению сфер влияния в нашем регионе, насколько они будут заинтересованы в смене режима в АР или в его сохранении? Тут очень много факторов, и невозможно изложить все в рамках одного интервью. Современное мироустройство намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. В нынешнем виде оно исчерпало все свои ресурсы, что признается большинством аналитиков и политиков как свершившийся факт. Сегодня мир уходит от старой системы международных отношений. На ее месте возникает новая матрица конструкции мира. Некоторые очертания этой новой матрицы уже можно наблюдать на примере отдельных регионов мира (например, на Ближнем Востоке). Как бы кому-то этого ни захотелось (в том числе и в АР), старые большевистские государственные границы в нашем регионе никак не соответствуют этой новой матрице. Они подлежат обязательному изменению. Постепенно вырисовываются контуры нового мироустройства, где многие народы имеют шанс получить то, что им принадлежит по праву, – свободу!

Вопрос: А Вы готовы обсуждать все эти вопросы с остальными заинтересованными силами в АР?
Ответ: Вы знаете, я больше чем уверен, что они сами должны проявить интерес к заданному Вами вопросу. Если на самом деле наши соседи тюрки заинтересованы в сохранении “своего” государства, они должны понять: им есть что терять! Для нашего народа – это очередной исторический шанс, который мы не собираемся упускать из рук. А они могут не только лишиться государства; многим из них придется навсегда покинуть места своего сегодняшнего обитания. Это страшно, но факт. И пусть никто не думает, что я блефую. Времена блефа давно уже остались позади, впереди нас ждет каждодневная кропотливая работа, которая требует от каждого из нас полного сосредоточения и серьезного отношения к своим словам и делам!

Вопрос: Вы обращались к каким-то политическим силам в АР с подобными предложениями?
Ответ: А зачем? В предыдущие годы, когда мы наивно думали, что с ними все же можно договориться, мы неоднократно обращались с предложениями выступить единой платформой во имя спасения государства. Но все наши предложения были самым наглым образом проигнорированы с их стороны и остались без ответа. Поэтому в последнее время мы уже перестали тратить свое время впустую. Честно говоря, мы устали от того, что, думая о судьбе Азербайджанской Республики, предлагая различные пути и средства в целях совместного спасения этого государства, мы каждый раз получали вероломные удары от так называемой оппозиции, на словах пекущейся о становлении и демократическом развитии страны, а на деле служащей лишь ширмой для легитимации власти клана (разумеется, за разнообразные подачки со стороны последних). Если в их среде остались хоть какие-то силы, по-настоящему думающие о спасении и демократическом развитии государства, мы готовы выслушать их. Ошибается тот, кто все еще думает, что мы собираемся просить помощи у них. Если им это надо, пусть обращаются с конкретными предложениями. Вот тогда мы и подумаем.

Вопрос: Вам не кажется, что Вы слишком самоуверенны? В чем Ваша сила?
Ответ: Излишняя самоуверенность в политике часто приводит к весьма печальным последствиям. Да, Вы верно заметили: мы уверены в себе, в успехе своей борьбы. Но мы уверены в своих силах настолько, насколько нам это позволяют сложившиеся обстоятельства. Мы трезво оцениваем ситуацию и на основе этого стараемся разработать реальную платформу действий на каждый конкретный период нашей борьбы. Наша сила, в первую очередь, в нашей вере в то, что наш народ достоин жить в своем независимом государстве, где демократия, свобода, справедливость, законность и право являются высшими ценностями! Наша сила в наличии сильной, умной, преданной, монолитной и высокообразованной команды. Мы стараемся все свои поступки подробно обсуждать и только потом предпринимаем конкретные шаги. В этой команде нет старших и младших. Каждый член команды, независимо от своего возраста, имеет право высказать и обосновать свое мнение, выступить со своими предложениями по каждому вопросу. Большинство тех публикаций, под которыми стоит моя фамилия, являются продуктом коллективного труда тех членов нашей команды, которые день и ночь неустанно трудятся во благо нашего народа. Несмотря на многочисленные попытки, до сих пор никому еще не удалось – тьфу! тьфу! тьфу! (стучит по столу) – внести раскол в наши ряды! Наша сила в правде. У нас нет больших секретов. Мы открыто заявляем всему миру о своих целях и задачах. Наша сила в нашей независимости. Ни одна сила не вправе диктовать нам свои условия или же сворачивать нас с нашего пути. Потому что мы (в первую очередь, материально) не зависим ни от кого! Все наши книги и другие публикации изданы за счет наших талышей. Наша сила в наших многочисленных и преданных друзьях. Они своими добрыми советами всегда готовы прийти нам на помощь, поделиться с нами своим опытом и знаниями. Наша сила в наших собственных знаниях и опыте. Каждый член нашей команды располагает достаточными знаниями и опытом для ведения борьбы. И наконец, ни у одного из членов нашей команды нет корыстных целей. Мы руководствуемся исключительно национальными интересами Талышистана и преданы делу своего народа!

    Спасибо Вам за откровенный разговор!
Вам тоже спасибо за интересные вопросы! Удача Вам и Вашим читателям! 

 

Источник: BS-Kavkaz

 

 

 

  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Добавить коментарий comment Комментарии (0 добавлено)

Главные новости

|