Перейти Куру (манифест молодого талыша)

Разделы

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Рассылка

Подписаться на рассылку:


  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Оцените содержание статьи?

(всего 425 голосов)
Изменить размер шрифта Decrease font Enlarge font
image

 

Потом, когда преодолеете дядюшек, тётушек, когда преодолеете чужое мнение, перейдёте Рубикон,— тогда начнётся жизнь…

И.А. Гончаров. Обрыв (измененная цитата)

 

Моя семья выехала из Талыша, – по вполне привычным для эмигрантов причинам финансового неблагополучия,  – когда мне было приблизительно 5 лет. На Родине в семье мы говорили как на талышском, так и на азери-тюрки. В России родители отдали меня в детский сад, чтобы я хорошо выучил русский язык до того, как пойду в школу. Но дома мы продолжали говорить на талышском и азери-тюрки, что не позволяло мне изучать новый язык в должной мере. В детском саду я отмалчивался; несмотря на то, что довольно быстро стал понимать русский язык, мое произношение хромало. Чтобы исправить ситуацию, мои родители стали говорить со мной дома исключительно на русском языке. И, естественно, вскоре я довольно быстро забыл и талышский, и азери-тюрки. Помнил отдельные слова, которые вошли в мою русскую разговорную речь: например, слово "узел" я всегда говорил по-талышски – "ангыл".

Когда мы приехали на лето в Талыш, я быстро вернул себе понимание и талышского, и азери-тюрки, но говорить на них, как ранее в случае с русским языком, не мог. По возвращении в Россию, мои родители решили ввести дома азери-тюрки, т.к. на русском я уже говорил как на родном, и постоянное общение со сверстниками позволяло мне сохранять хороший уровень владения языком. Почему именно на азери-тюрки, а не на талышском?

 Моя семья принимала непосредственное участие в событиях ТМАР, и я воспитывался в фарваторе идей, заложенных в основу Талыш-Муганской Республики: Азербайджанская Республика является нашей Родиной, однако ей необходима федерализация, чтобы все народы страны жили в равенстве и братстве. И в соответствии с этими идеями, я до определенного времени верил в то, что вся Азербайджанская Республика является моей Родиной и что все жители, вне зависимости от этноса (тогда, впрочем, в силу своего возраста я не имел понятия о существовании различий между этносами Азербайджанской Республики) – братья, плечо к плечу. Мои родители решили, что по возвращении в Азербайджан мне будет необходим, в первую очередь, государственный язык. Чистое знание азери-тюрки должно было спасти меня от насмешек над моим «колхозным» акцентом (как принято сегодня говорить в Баку, акцент "чушка"). Так оно и произошло, благодаря стараниям моих родителей я сейчас прекрасно говорю на этом языке и до сих пор очень люблю стихи Гусейн Джавида и переводы на азери-тюрки Низами, с большим удовольствием слушаю мугам в исполнении Алима Гасымова, джаз Вагифа Мустафазаде, песни ВИА "Гая", чего, конечно, никогда не скрывал и не собираюсь этого делать. Я очень ценю сформированную на территории Азербайджанской Республики за последние два века культуру и буду ценить и после обретения Талышистаном независимости. Я ценю ее так же, как ценю иранскую, французскую, российскую, английскую и другие культуры, дорогие моему сердцу и духу. Но они – не культура моего народа: ни азери-тюрская, ни культуры других народов Ирана, ни российская, ни все прочие. Культура моего народа – это древний мугам, который многие поколения ханенде веками пели здесь, в Талыше (в том числе, в его северной части – в Мугане, название которого, судя по всему, имеет общие исторические корни с названием жанра «мугам». Ведь именно здесь, в Атропатене, древние зороастрийские маги (муги) исполняли свои песнопения (мугамы)); это стихи Зульфугара Ахмедзода и Хилгата (а вместе с ними и многих других поэтов), которые, уверен, в обозримом будущем новые талышские ханенде положат на мелодию и возродят наш мугам; это Навуз, Хыдыр, это Чыла шав; это авазы и игра на хафтбанде пастухов; это звуки возрожденного Армином Фариди талышского тамбура, который считался уже потерянным; и многое-многое другое. Но вернемся к теме изучения языков.

На талышском языке в семье со мной говорили очень редко. Я знал буквально несколько фраз, которыми перекидывался во время проходящих раз в несколько месяцев пятиминутных телефонных разговорах со своими тетями, которые азери-тюрки не знали или знали крайне скудно.

Когда спустя несколько лет, нам удалось собрать деньги на очередную поездку в деревню, я был счастлив (это слово не способно в полной мере передать тот восторг, который охватил тогда мой детский разум). Мы пробыли в деревне два месяца, и это были лучшие месяцы за последние годы моей жизни. Они отчетливо выбивались из ряда других событий и не потому, что в эти месяцы произошли какие-то крайне неординарные события. Это было детское счастье оказаться дома, рядом с любящими и любимыми родственниками, возможность бывать в горах и на море. Когда меня представляли каким-то родственникам, которые меня не видели раньше, те, в свою очередь, спрашивали у сопровождающих меня "Тырке?" ("[он] тюрок?"), а потом обращались ко мне "толыши зынедаш?" ("[ты] знаешь талышский?"). Я отвечал "зынедам" ("знаю"), но, конечно, больше почти ничего не мог вымолвить и в общении со мной дальше переходили на азери-тюрки. Более обидно дело обстояло с моими ровесниками. Вопрос "тырке?" они задавали со скрываемым, но все же заметным пренебрежением, чего я в пылу мальчишеского честолюбия снести не мог. Один раз я даже подрался на почве этого, пытаясь доказать, что я талыш.

Приехав в Россию, я просил родителей говорить со мной на талышском, но видя, что язык дается мне со сложностями, они снова и снова переходили на азери-тюрки. Благо у меня были талышские знакомые, сверстники и несколько ребят старшего возраста, с которыми мы часто собирались вместе. Они смеялись над моими попытками говорить на талышском, но все же по моей просьбе говорили со мной исключительно на родном языке. После того, как я одолел первые уровни языка, дело пошло легче. Я имел возможность говорить и дома, и с родственниками на талышском, тем самым, совершенствуя его. В Интернете я черпал информацию о талышской истории и культуре – весьма, надо сказать, скудную, но достаточную, чтобы пробудить энтузиазм к собственным поискам литературы о нашем народе. Так я познакомился с книгами проф. Б.В. Миллера, со статьями русских путешественников 19-го века. Так я сумел увидеть в российских библиотеках книги начала 20 века на талышском языке. Так я узнал, что мой народ существует не просто на бумаге. Так я узнал, что у моего народа свои праздники, свои названия ветров и дождей, что, в конце концов, у моего народа своя культура.

Вместе с тем, должен отметить, что слово "азербайджанец" в России давно дискредитировано ассоциациями с торгашеством, поэтому здесь я, как и большинство талышей, довольно быстро отказался от "азербайджанской" самоидентификации. Я всегда, как только стал различать языки и этносы, называл себя исключительно талышом.

Все это я здесь рассказал, обращаясь к своему поколению талышей: никто не имеет права стыдить нас нашим происхождением, шутить о 12 часах или борани (тыкве), какой бы национальности он не был. У нас уникальная история и культура. Я горжусь, что Бог направил меня в лоно этого народа, а не какого-либо иного. Никто не имеет права отнимать у нас наш язык. И если у вас есть желание, вы обязательно вернете себе знание родного языка. Сегодня уже есть многотысячные словари на талышском языке, как на азери-тюрки, так и на русском, персидском и английском языках.

Нет больше сгорбленных нищих (нищих культурно)! Нет больше подневольных талышей! И, в первую очередь, это должны знать мы сами!

Азери-тюркам, которые скармливают нас очередными мифами о том, что талыши неподневольны, я хочу сказать следующее: если, по-вашему, мы свободные, то мы имеем право делать свой выбор. И мы делаем его в пользу независимости, свободы своего народа, своей страны, своей Родины. Если же вы считаете, что мы не имеем права делать этот выбор, значит, вы считаете нас подневольными. В таком случае, мы правы в своей борьбе за свою свободу!

Повторюсь, я был воспитан таким образом, что в детстве понятия "Родина" и "Азербайджанская Республика" были для меня равнозначными, Талыш же числился так сказать малой Родиной. Пока я рос, я был убежден, что мы, талыши, сможем входить в правительство Азербайджанской Республики на правах полноценных граждан, один из нас когда-нибудь может даже стать президентом нашей "Родины" (сегодня, услышав эти слова, я бы, вероятно, воскликнул, как герой старого романа, "святые угодники!").

Попадая в компанию азери-тюрков, на вопрос "харалысан?" ("откуда ты родом?"), я отвечал, что я талыш, и в ответ часто (не всегда, конечно!) получал либо ухмылку, либо глупую, пещерную шутку, что в итоге  выливалось, как минимум, в словесную потасовку. ТМАР – оплот азербайджанского федерализма, глава которого, Альакрам Гумматов, всегда выступал за то, чтобы талыши оставались в составе АР, – называется всегда исключительно в рамках синонимии со словами "преступление", "предательство". Люди, которые как подлейшие трусы, сбежали из страны или прятались в сараях, когда во время Карабахской войны их приходили забирать на фронт, сегодня трубят о том, что полковник армии АР, который брал кажущиеся неприступными точки, является "сепаратистом" и "предателем". В 1930-ые годы аналогичными обвинениями в "талышском сепаратизме" и "предательстве" были убиты наши патриоты Бойукага Мирсалаев и Зульфугар Ахмедзода, были цинично убиты "царем всего Азербайджана" господином Багировым. По обвинению в сепаратизме, предательстве и (изобретение нынешнего режима) шпионаже был убит Новрузали Мамедов. Сейчас в тюрьму с аналогичными обвинениями брошен Гилал Мамедов. Нас берут, как вещь, и заточают в тюрьму, уничтожают. Сколько еще это должно продолжаться? А точнее, сколько мы, талыши, позволим этому продолжаться? Кто в этой стране воспринимает талышей за равных граждан? Кто в этой стране проголосует за талышского кандидата в президенты? В Баку и Сумгайыте сейчас очень большие диаспоры талышей. В рамках цивилизованного, демократического государства они имеют право на обучение на родном языке в этих городах. Кто из азери-тюрков готов отнестись адекватно даже к мысли об этом? Никто.

Мы сто (!), сто долгих лет боремся за возможность сосуществовать в этой стране, как равные граждане. И нам это никогда не удавалось и никогда не удастся. Это очевидно. Даже для меня, молодого талыша.

В этой стране нас пытались уничтожить в течение всех этих ста лет. Во второй половине 20 века официально мы были полностью уничтожены – мы вовсе пропали из переписей населения. Это ли не свидетельство позиции жителей этой страны?

Я знаю, как долог путь от смены политической позиции. Я знаю, как сложно отойти от погибельной для нас мысли об автономии, которую, как азери-тюркам кажется, мы просим у них на правах младшего "брата", и прийти к мысли о том, что наша собственная страна, наша Родина, наш Талышистан должен быть независимым, свободным. Но принятие позиции о независимости  дает душе облегчение. Я знаю, что хочу свободы для своего народа. Я знаю, что мой народ – не "выскочка" истории, мы не вчера родились. Наша история знает Мидию, Атропатену, государство Бабека, государство Сефевидов, Талышское ханство, Муганскую и Гилянскую Советские Республики.

Молодежь колеблется. Я знаю это, потому что сам прошел этот путь.

Простая схема жизни гласит следующее: наши родители – это наши корни, наше прошлое, мы – это настоящее нашего народа, наши дети – это будущее нашего народа. В один прекрасный день мы станем прошлым своих детей, а они, в свою очередь, настоящим нашего народа. Мы должны взять от наших родителей, от наших дедушек и бабушек, от наших предков, нашу историю и нашу культуру и строить в настоящем наше будущее. Наши родители волнуются и отговаривают нас ввязываться в "авантюру" с идеей независимости. Но истина в том, что борьба за независимость была авантюрой для любого народа в любые времена. Без таких "авантюр" нет народа. Все народы, у которых не было таких "авантюристов", погибли, были безжалостно стерты с лица Земли.

В 49г. Юлий Цезарь ослушался приказания римского сената и вместе со своими легионами перешел реку Рубикон и направился к столице со ставшими крылатыми словами "Жребий брошен!". Так началась война между ним и сенатом, по итогам которой Юлий Цезарь захватил Рим. Приведя этот исторический пример, я не собираюсь призывать талышей к войне. Потому что война, на мой взгляд, не самое трудное дело, которым может заниматься человек. Самое трудное для человека, в моем понимании, – это сделать сознательный выбор. Я уверен, что сегодня каждый талыш, весь наш народ должен сделать неизбежный выбор – либо остаться в составе этого квазигосударства и окончательно испустить свой дух, исчезнув раз и навсегда, либо же выбрать независимость своей собственной страны! Пришло время перейти Куру и направиться к своей столице – к родному Ланкону. Жребий уже брошен!

 

  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Добавить коментарий comment Комментарии (7 добавлено)

  • Опубликовано Влад, 17 Октябрь, 2012 22:22:58
    Прошу читателей обратить внимание на статью: "Несуществующие учебники" на: http://lezgistan.tv/novosti/nesushhestvuyushhie-uchebniki/ *Спасибо за внимание.
  • Опубликовано Rustam, 08 Октябрь, 2012 22:55:07
    Рушану. Вы не можете себе представить, какой гомерический хохот вызвал Ваш истерический "комментарий", пока я его читал. Что говорить хотя бы о том, что Вы "за бабло" нашли "мальчиков-акадюмиков" - уровень этих "акадюмиков", "мальчиков", работающих "за бабло" вы четко определили, благодаря своей лексике, их место в науке. Вы, пытаясь учить меня истории моего народа, попытались бы лучше хоть вчитаться во что-нибудь для начала. Бойукага Мирсаламова я и правда не знаю - Вы здесь попали, как говорится, прямо в «яблочко». Просто дело в том, что никакого Бойукага Мирсаламова, оставившего ощутимый след в истории талышей, никогда не было. Был Бойукага Мирсалаев, первый редактор газеты "Сыа Толыш" (первые номера газеты выходили под названием "Кызыл Талыш"). Он был обвинен в "талышском сепаратизме" и расстрелян. Когда его уводили на расстрел (и он уже знал, что ему нет никакого спасения), оставшимся и ожидающим своего "допроса" талышам он сказал: "В чем бы вас не обвиняли, сваливайте все на меня". Великий, великий человек! И не вам, "товарищ", учить меня, кто такой Бойукага Мирсалаев! Кстати, должен отметить, что меня не может не радовать факт того, что мои статьи находят отклик и у таких читателей, как вы, и они под их влиянием начинают заниматься историей талышей. Учите, учите, это отрадно. Если что, я всегда готов Вас проконсультировать, Рушан. Обращайтесь. Наконец-то поймете, что хозяева всех этих земель, - талыши! Хоть узнаете, прочитав хотя бы Сысоева, И. Алиева, что даже хороним «Азербайджан» - талышский. Узнаете, что тюрки просочились в эти земли лишь в 12-14 веках. Узнаете, что Бабак и шах Исмаил Сефеви – талыши. Узнаете, что великие средневековые суфии, которых знают от Чечни и Турции до Пакистана – талыши (Омар Хальвати, шейх Захид Гилани, шейх Сафиаддин Ардабили, Абдул-Кадир Гилани, Абдул-Карим Гили, Махмуд Шабестари, Сейид Джамаледдин Бутасари, Шейх Мохаммад Дусти, Сейид Ники и мн. др.). Узнаете о том, что талыши всегда (и при арабах, и при персах) сохраняли свою независимость, поймете, что теперь при тюрках они обязательно возродят свою независимость! А на остальное в Вашем комментарии я реагировать, конечно, не стану. Вы бы лучше припрятали подобную пьяную вульгарщину. Упоминания героев Войнич и Гюго не спасают того, какой грошовый человеческий уровень Вы демонстрируете.
  • Опубликовано admin, 08 Октябрь, 2012 20:07:45
    "Естественно ты это не выставишь" - отчего же? Вы себя вставляете во всей красе. :) А Рустаму рекомендую не обращать на вас внимания. Вам до его (да и других авторов Толышпресса) уровня еще надо расти да расти... Чтобы в лишние расходы не войти, можете просто страница за страницей почитать Толышпресс. Может до вас дойдет насколько смешны ваши "комментарии"... И свой е-майл чё-то боишся указывать, точнее поддельную пишишь. Не бойся, не укусим...
  • Опубликовано Рушан, 08 Октябрь, 2012 19:52:21
    Рустаму. Для личного архива. Ты не Овод, ты Гаврош. Ты меня заразил историей талышей, я нашел мальчиков-акадюмиков( за бабло) они они принеслы старые газеты, кое какие книги( даже на талышском)-говорят что они для таких талбаков очень ценные, Стариковский материал вообще прикольный и очень интересный. Пока дам тебе информацию- потомки Боюкага Мирсаламова, которого казнил Багиров, сейчас очень крутые и важные люди в республики-учись сынок и знай первый человек, кто поднял вопрос об автономии Талыша был Б.Мирсаламов...Новрузали продали ,как мне сказали ваши талыши,жил себе, наукой занимался, за бабки диссертации писал. Какая та тварь из ваших заложила его, наверное чтобы герой появился у Гаврошей, а так он бы как говорят хороший человек Вообщем из-за тебя у меня начались расходы, всетаки все стоит денег.Жди материалы, я займусь твоим образованием.Только, что мне принесли фото-оригинал-Дж.Джабалы, Миллер и написано Ахундов-опять расход...Короче может кое-что из материалов подарю...Если будешь меня возмущать, заранее говорю-получишь- на этот раз "шты гайнана ***". Естественно ты это не выставишь. бог с тобой...
  • Опубликовано sha hin, 05 Октябрь, 2012 13:53:24
    спосибо автору--буд-то я прочитал свою жизнь( хоть я не талыш)....один тоже в поле воин -- а уж 10- это уже огромная армия! ( вопрос только в стойкости и мужестве)---это уже ответ на комент т.н. Ровшана.....Я долго не мог остановить слёзы когда услышал и увидел! МАРШ!!! Это гениальное 8-ое чудо света всех времён и достойно вечной и ежегодной Нобельевской премии!Это единственная вещь удивившая меня в этом тысячелетии!Так,что ДРУЗЬЯ по-больше оптимизма у Вас на дворе ВЕЧНЫЙ ПРАЗДНИК ЖИЗНИ!!! народ создавший ТАКОЕ! никогда не был и не будет ничьим рабом.Это не возможно! Он спал и набирался сил.И сейчас уже, он ишет брешь .И если плотину прорвёт , то энергия 100 лет сметёт всё ,вместе с выкорчеванными корнями ,не оставив даже камешка ...Если только не забудете своего гимна-марша, и не будете вставать и ложиться с ним--с посланным Вам НЕБЕСАМИ маршем.Каждый миг марша стал для меня вечным наслаждением ВЕЧНОГО РАЗУМА....Что касается 10 --то против кого они встанут --не бойтесь-- перед вами это потомки погонщиков баранов(то-ли чёрных,то-ли белых) и ослов (не имеющих за 900 лет ни одног0 боевого подполковника) : только после 1945г научившиеся читать и красть чужую культуру. Да, они развились, плунув на всех учителей от Байкала до Ирана и Дербента.Есть у них уже и настояшие интеллигенты-но их голоса не услышать никогда; да и опасный соблазнь это...5-6000 тысяч осетин с голыми руками выбрались из тьмы, окружённые с трёх сторон 6 миллионной сверх националистической грузией + точечными грузинскими сёлами в самом сердце Юж . Осетии(кстати в Тбилиси до сих пор нормально живут тысячи осетин)...А вас не 5000 и позади вас не 70 тысяч осетин ,а 1-2 мил-н. и 1,5 фронта- т.о братский тыл+ дружественный левый тыл и правый фланг=0,5 (степанакерт и цхинвали грады обстреливали с3-х сторон и долго-ничего вытерпели). 1 с-300 или даже с-200 нейтрализует правый фланг и небо. В остатке всего 1 фронт + марш- намного круче ,чем старый и древний религиозный танец вайнахов.Учитывая ,что Аз-у Уже в мире никто, кроме пакистана не верит и он надоел всем - вес мир поможет борцам за свободу-что мы и видим в косово, судане и повсюду они нигде не одни!...Вы не одни т.к. у вас есть и женжины и (девчёнка из марша--нейтронная бомба для врагов) а они более радикалны во всём,что касается свободы-в нкр был даже жен. боевой взвод. Так уж получилось,что мой отдых с семьями моих друзей и коллег в Гаграх совпал с Абхазской заварушкой и я 20дней воочию видел как стремительно разворачивалась катушка и как всей затянуло пучину водоворота из которо они вышли через 15лет.Это т.с. радикальный путь.....НО --есть и другой путь- Палестинский-метание камней и неповиновение и даже арабско-"весенний"- демонстрации организованные чарез Фейсебук..... Думаю, что Вы это всё знаете лучше мен и притом намног лучше меня..с ув. и любовью,сторонник вашего любого решении Ша Хин,страстный болелшик СВОБОДЫ для всех строждуших во всём мире от Зап.Сахары и шотландии до цейлона и Филлипин

Главные новости

|