Азербайджанцы: этнос или территориальная принадлежность? – II

Разделы

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Рассылка

Подписаться на рассылку:


  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Оцените содержание статьи?

(всего 28 голосов)
Изменить размер шрифта Decrease font Enlarge font
image

I часть:   http://tolishpress.org/news/1568.html

                Продолжаем публикацию исследования на тему этносферы Азербайджана, начатую ранее на страницах /см.:  http://www.peoples-rights.info/2011/09/azerbajdzhancy-etnos-ili-territorialnaya-prinadlezhnost/ / портала ПРАВ НАРОДОВ

Четвертое, если талыши азербайджанцы, то талышские национальные герои также должны быть признаны и азербайджанскими героями. В таком случае, почему объявление великого поэта Низами Гянджеви и вождя национально-освободительного движения IX в. Бабека талышами на страницах газеты  Толыши Садо (Голос Талыша) так разозлило некоторые властные структуры, что те решили расправиться не только с самим редактором газеты и руководителем Талышского Культурного Центра, Новрузали Мамедовым, замученным до смерти в застенках, но и уничтожили его семью (!). Причем все это было проделано показательно, как устрашающий акт, месажированный не только талышским активистам, но и активистам других коренных народов. Однако вы не учли что, такими гнусными и бесчеловечными поступками вызвали всеобщую ненависть талышского народа, способствовали еще большему отдалению и отличию на мы и вы.

Вы хотите соблюдения национальных прав для своих соплеменников в Иране и Грузии, но при этом грубейшим образом нарушаете наши права. Г-н Бекташи, приведу тут несколько ваших же предложений, с небольшими изменениями, перенесением сути с азербайджанской плоскости на иранскую: …сегодняшние иранцы – это конгломерат тех представителей коренных и иммигрировавших сюда народов, которые влились либо полностью, либо частично. Однако, какая бы доля этой частичности ни была, иранцы сегодня – большинство по сравнению с теми представителями иммигрировавших народов, которые сохраняют (и дай им Бог здоровья!) свою идентичность. Махмуд Чехрагани один из них. Сегодня он тюрок. Кем будут его правнуки и праправнуки – сказать пока трудно. Возможно, останутся тюрками, может станут иранцами, а может англичанами, а то и вовсе вернутся к своим мнимым корням и станут монголами. Однако ему, начитавшемуся низкопробных расистских пантюркистских сайтов, не должно быть стеснительно за термин  иранцы, т.к. иранцы – это не только (и не столько) персы, но также и тюрки, курды, арабы, белуджи, талыши и др. Обратите внимание, логическая мысль предложений Бекташи не нарушена. Любого талыша, лезгина или курда, пытающегося возродить свою национальную культуру, вы клеймите сепаратистами, даже тех кто просто занимается научной деятельностью. Опять же будем исходить из вашего логического мышления, диктующего, что М.Чехрагани и его единомышленники, мечтающие о развале Ирана, являются ни кем иным как сепаратистами. Мы хотим не много не мало, ровно столько, сколько вы требуете для своих соплеменников в Грузии и Иране.

Пятое, снова приводим мысли автора: хозяевами историко-культурного наследия автохтонного населения Азербайджана являются не потомки тюркских кочевых племен Забайкалья и Алтая, а АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ – автохтонное население Азербайджана. Кто-то дает новому народу свой язык, кто религию, кто-то антропологический внешний вид, кто-то музыку, кулинарию, танцы, обычаи, материальную культуру. Очень часто все это смешивается и образуется некий синтез. Как же вы любите ловить рыбу в мутной воде, но для этого нужно воду замутнить, чем вы и занимаетесь. Опять все смешивается в понятия азербайджанцы и азербайджанская культура. На самом же деле четко существуют народы – тюрки, талыши, лезгины, таты и т.д. и присущие им культуры, кое-где идентичные между собой, а где специфичные, и эта специфика определяет их национальный колорит. Да, больше или меньше, часть автохтонов тюркизировались и со своими культурными достижениями оказались в составе тюркского этноса, но это не дает им права объявлять культурные достижения  еще существующих коренных народов своими. Пойте мугамы, танцуйте лезгинку, читайте стихи в стиле аруза, играйте на каманче, пеките вкусные пловы и левенги, ради Бога, но не утверждайте, что это ТЮРКСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ (!). Может упоминание в этом перечне мугама удивило вас? Ну что ж, опять перейдем к фактам. Во первых, ни один из нескольких десятков тюркских народов, кроме азербайджанских тюрков (а также близких к ним тюрков Ирана) не используют мугам. Мугам использовали зороастрийские маги при пении священных текстов Авесты. В зависимости от главы использовался то один, то другой отдел мугама, то раст, то сегах и прочие. Вот почему в мугаме так много отделов и они имеют четкую структуру. По этой теме можете поинтересоваться у по ныне существующих зороастрийцев Индии, в свое время изгнанных вами же, а отнюдь не арабами, со своей родины, в том числе из страны Муган (нынешний Талыш). Мидийское племя магов сыграло огромную роль в этногенезе талышей, настолько, что основная часть древней Каспианы с III века именуется Муган, что в переводе с иранских языков означает маги. Их столицей был одноименный город Муган, расположенный между нынешними городами Ленкорань и Астара и уничтоженный вашими соплеменниками монголами. В последующем данная страна стала именоваться Талыш. Интересно, как бы вы себя повели, если бы зороастрийцы подняли вопрос о своем возвращении на историческую родину? Часть талышских интеллектуалов уже воспринимают их как своих соплеменников, что на самом деле и является истиной.

Шестое, если тюрки иранского Азербайджана в своем подавляющем большинстве потомки местных автохтонов азерийцев-талышей, то тюрки Азербайджанской Республики, вопреки вашим убеждениям имеют немалую долю генов кочевников Центральной и Средней Азии. Причина в географии данной территории, обладание богатыми пастбищами. Доказательство тому наличие в топонимии республики 17 огузских этнонимов из 22 , а также многочисленных монгольских этнонимов: сукаит, кингит, джурят, сунит, тангут, элджиги, джалатр, урят, онгут, джиркин и др. Так что, г-н Бекташи, вы зря обижаетесь на ученых считаюших тюрков Азербайджанской Республики в первую очередь потомками кочевников и лишь потом, отчасти тюркизированными автохтонами данного края. Да и то, как замечено нашими наблюдениями, под воздействием пантюркистской политики властей, перешедшие на тюркский язык автохтоны, пытаются скрыть свое происхождение от того или иного коренного народа, и стараются связать свое происхождение с каким-либо тюркским или даже монгольским племенем. Приведем конкретный факт на примере одного из талышских племен – алларцев. Они, на сегодня не представляют собой племя в классическом понятии данного слова, но вследствие широкого применения понятия племя для обозначения своего происхождения, мы решили использовать именно этот термин.

В десятках (!) исторических источниках XVIII – начала XX вв. все алларцы указываются только как талыши. Их родимым селением, откуда вышли все колена племени, является Аллар, расположенное высоко в Талышских горах, в нынешнем Ярдымлинском районе Азербайджана. Часть племени издавна перекочевывала с гор на зимовку в Муганскую степь, в свои исконные кочевья. В последующем на местах зимовок появились их села. Именно эта часть алларцев, уже проживающая в соседстве с тюркоязычным населением и тесно контактирующая с ним, в начале ХХ в. ассимилировалась. Однако, часть алларцев , проживающих в горных селениях Аллар и, в особенности, Шыхгусейнли, и по ныне используют родной талышский язык. Последнее подтвердили и американские ученные, несколько лет назад побывавшие в Талыше. (см.: Clifton, J.M. [et. al]. The Sociolinguistic Situation of the Talysh in Azerbaijan| J.M. Clifton – Studies in languages of Azerbaijan. SIL. International, 2003/ Vol. 2. –P. 51-91).

По поводу тюркизации части алларцев, единственная исследовательница талышей середины ХХ в., Измайлова А.А. еще в 60-х гг. прошлого века отмечала: Этнографическая группа талышей – алларцы, живущая более отдаленно от основной массы азербайджанцев, сохранила талышский язык и в настоящее время, однако часть алларцев, переселившаяся в XIX веке в пределы современного Астрахан-Базарского района (нынче Джалилабадский р-н – В.Дж.) утратила родной язык.

В последние годы было издано три книги, посвященные происхождению и истории племени аллар. Авторы двух их них представители алларцев, а третяя написана историками, не имеющими никакого отношения не только к этому племени, но и, вообще, к Талышскому краю. Во всех трех изданиях утверждается, что алларцы являются потомками тюрков-аларцев и ныне обитающих в Сибири (Бурятия), а на территории Азербайджана оказались в результате перекочевки, хотя последнее слово авторы стараются не использовать. Приведем несколько доказательств опровергающих данное ошибочное мнение: 1) аларцы Бурятии (обратите внимание, в этнониме монголов одна буква л), никакие не тюрки, а монголы и об этом знают все три автора, но ни один не упоминает их таковыми. Не красиво стыдится своего происхождения; 2) алларцы Талыша европеоиды и практически не наблюдают монгольских антропологических признаков; 3) талышские алларцы, еще владеющие родным языком, говорят на архаичном диалекте талышского языка; 4) где видано, что б талыши, с XI в., с завоеваниями сельджуков, сами подвергающиеся отуречиванию, смогли ассимилировать чисто кочевое монгольское племя, да еще их научили говорить не на том диалекте талышского языка, что и сами использовали, а на архаичной её форме?; 5) с каких это пор, кочевые монгольские племена основывали крупные земледельческие села в высокогорьях?; 6) если в монгольском этнониме алар одна буква л, то в талышском два – аллар. В последние годы, некоторые местные интеллектуалы решили устранить эту разницу, дабы стереть всякое отличие в этнониме, и повсеместно приступили к употреблению этнонима алар с одной л.

Заказанность всех трех изданий налицо и не требует комментарий. Но вопрос в другом: что побудило определенные круги усилить процесс лжепропаганды алларцев (да и на многие другие крупные талышские кланы). Но если напомнить, что алларцы отличаются пассионарностью и на территории Талыша их количество более 60 тыс., то даже неопытному читателю ясно какую цель преследует данная политика. Они мечтают в Талыше создать пятую колонну из самих же талышей, в данном случае из алларцев. Однако, учитывая, что алларцы, как часть талышского этноса, как прямые потомки кадусиев, всегда были надежной опорой ханов Талыша и преданы этой райской земле, вряд ли им это удастся. В отличие от потомков кочевнических племен, легко адаптирующихся на новых перекочеванных землях, алларцы удивительно крепко привязаны к своей родине. 

            Пока полностью не ассимилированы алларцы горных сел и не уничтожено их талышское самосознание, пока часть племени (хоть и незначительная) признает себя талышами, монгольская родословная их будет терпеть крах. Именно по этой причине в последние годы активно пытаются вовлечь представителей данного племени в идеологию тюркского национализма, да еще так, что порой, даже талышеязычные алларцы начинают задумываться о своем монгольском происхождении. Прав наш лезгинский товарищ (по несчастью), Вагиф Пашаевич, говоря: Мы это понимаем, и вы это понимаете, потому и торопитесь. Потому и мы активизировались.

            Все сказанное, также относится к таким крупным, некогда талышеязычным племенам как пирембель, сефидашт, панаванд, дилагарда, части шахсеванских племен – талыш-микаиллы, рза-бекли и др., нынче полностью отуреченных

            Кстати, уважаемый профессор, доктор исторических наук, Джамиль Гасанлы, активно участвующий в полемиках по историческим темам на страницах ИА REGNUM, тоже является выходцем из племени аллар, как и экс-министр экономики Республики Азербайджан Фархад Алиев. Последний, со своим братом, Рафиком Алиевым, некогда владевшим самым крупным топливным концерном республики, в местах не столь отдаленных отбывают длительные сроки, а его заместитель, этнический талыш и интеллигентнейший человек, Алигусейн Шалыев, не признав ложный обвинений, был досмерти  замучен пытками. Это ли вы подразумеваете, чуть ли не крича о широком представительстве автохтонов во властных структурах страны? Может, к последним вы также относите и казематы?

            Седьмое, г-н Бекташи, говоря об азербайджацах, любит приводить в качестве примера американцев, австралийцев и канадцев. Территории их стран, бывшие колонии, куда стекалось население со всей Западной Европы и как межэтнический, возобладал английский язык. Однако эти народы, в нашем случае, неприемлемы как пример для сравнения  т.к.: 1) прибывшие были представителями не одного этноса, а различных европейских народов, вследствие чего отсутствует титульный этнос; 2) в культурном отношении новоявленные стояли намного выше туземцев; 3) местное  население или не осталось в таких количествах, чтоб создавать свои государственные образования или же перешло на язык завоевателей.

             Интересно, почему автор, не приводит примеры из европейских стран, одной из которых Азербайджан и считается, а уводит читателя далеко как географически, так и мысленно, опять же пытаясь запутать. К примеру, Великобритания. Несколько веков большинство многоэтничного населения  страны считали себя представителями британской нации. Этому способствовал ряд причин: Великобритания никогда не была раздробленной страной; в период географических открытий все развивающаяся экономика страны сплачивала население; географическая изолированность от остальной Европы; свое религиозное течение и английский язык, признанный также религиозным языком; огромные колонии, куда население, стекаясь, называло себя британцами дабы выделится из общей массы туземцев. Однако стоило потерять колонии, как британская нация, начала трещать по швам. Ведь на деле этноним британцы, так же как и азербайджанцы, обозначает территориальную принадлежность (остров Британия).  Усилились национальные движения, все большее число людей считали себя не британцами, а шотландцами, валлийцами (уэльсцы), ирландцами, а из собственно англичан лишь одна треть именует себя британцами. Северная Ирландии, Уэльс и Шотландия в связи с результатами референдумов получили автономные статусы. Наиболее автономной, обладающей собственным парламентом, правовой системой и государственной церковью, является Шотландия.

            Другой пример, опять же из стран Совета Европы, членом которой является и Азербайджан – Испания, в последние годы именуемая как страна автономий. В Испании, состоящей из 17 автономных образований, характерной особенностью выделяются автономии: Каталония, Астурия и Страна Басков. Наибольшими автономными правами обладает Каталония. Каталонцы вот уже долгие годы ведут борьбу, и довольно таки успешно, за восстановление своих национальных прав, в частности, за признание их нацией, наряду с испанской.

            Любому разумно мыслящему человеку ясно, что предоставь возможность проведения референдума в регионах компактного проживания талышей, лезгин или аварцев в Азербайджане, то автохтоны проголосуют за восстановление своих, некогда ликвидированных, государственных образований: Талышское ханство, Кюринское ханство, Джаро-Белоканские джамааты. В свое время, в 1993 г. это было сделано полковником Аликрамом Гумматовым. Того же желали лезгины и аварцы. Руководство страны, конечно же, с этим категорически не согласилось и не собирается соглашаться, однако есть два веских аргумента, которые рано или поздно, ради сохранения целостности и единства государства заставят пойти на уступки: 1) логический исход, практически, всех последовательных национальных движений за восстановление  национальных прав; 2) геополитическая ситуация на Востоке, в последнее время меняющаяся все с большей скоростью.

            Часто приходится встречать в СМИ о будто бы имеющем место соблюдении прав коренных народов Азербайджана. Читателям даже может показаться, что автохтонам предоставлена национально-культурная автономия. Не существует Талышского Культурного Центра, и естественно никакой государственной поддержки сферы развития талышской культуры, как и у других автохтонов Азербайджана (евреи не в счет, ведь Израиль может обидеться). Припоминаю, как-то в одном из солидных изданий было написано об открытии в Ленкорани университета, где преподавание проводится на талышском языке (!). Все это не что иное, как ложь!

У коренных народов, в частности у талышей, давно уже не проводятся занятия на родных языках (да и никогда нормально не проводились); не издаются учебники по талышскому языку, предназначенные для начальных классов, не говоря уже о других научных изданиях. Вы можете возразить, мол, это клевета. В таком случае ответьте, в каком ВУЗе и на каком факультете готовят учителей талышского языка? Прекрасно знаете, что таких учреждений не существует, и поныне не было. Как же проводятся эти занятия, если нет подготовленных педагогов? Если вы считаете, что учителя физической культуры и труда могут преподавать тот или иной язык, да еще на последнем занятии и на факультативной основе, то можете предоставить им преподавание азербайжданского тюркского языка, а для родного талышского, будьте добры, в Ленкоранском Государственном Университете откройте факультет, где и будут готовить профессиональных преподавателей данной специальности. И это не просьба, это требование, а требуем мы потому, что платим. Объясню суть. Представители талышского, лезгинского, аварского, курдского и др. коренных народов, как и все граждане страны, платят налоги, из которых формируется государственный бюджет. Далее из бюджета часть средств выделяются Министерству Образования и Министерству Культуры. Однако данные министерства в потребности населения получить образование и информации культуры на родных языках, удовлетворяют только нужды азербайджанских тюрков. Не знаю есть ли выражение культурная эксплуатация, но оно очень подходит для сложившейся у нас ситуации.

            Попытайся возразить против такой политики, то, придумав абсурдные обвинения (наподобие того почему поэта Низами объявили талышом?) по судам потащат, жирно осудят, а то и вовсе, поступят как с покойным Новрузали Мамедовым, председателем Талышского Культурного Центра. За наши деньги нам впихивают чуждую культуру и язык, за наши же деньги нас лишают возможности развивать собственную культуру и за наши же деньги нас осуждают и репрессируют. А порой, выгоняют нас из нашей же Родины. Кстати, билет на чужбину тоже за наш счет.

 

Источник: Peoples-rights.info

  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Добавить коментарий comment Комментарии (1 добавлено)

  • Опубликовано В.Е.Рыкин, 10 Сентябрь, 2011 21:29:01
    Мугам такое же тюркское достояние, как rock 'n' roll узбекское. Слова Rast, Chahargah, Shur, Tasnif, She’r, Qazal, Aruz, Vazn, Qafiye, Mukhammas, Tajnis и др. имеют такие же тюркские корни, как Tango, Twist, Valse, Break-dance, Rap, Hip-Hop, R&B и др., монгольские. Вугар муаллим, и ЛГУ открылся не в знак уважения к Талышской родине, а как жест диктовки своих пантюрксих правил, мол, здесь рулил и всегда будет рулит Великий и могучий «азербайджанский» (тырки) язык. Конечно! Помню, как наш покойных учитель Тофиг муаллим говорил: «Дилимиз чох зангиндир – Наш язык (тырки) очень богатый». Иногда даже ругал нас, что мы, талышские ребята неправильно произносим его «азербайджанское» (тюркское) имя Тофиг как «Туфиг». Так и не смогли объяснить ему, Туфиг муаллим, не только ваше имя, даже его пара «муаллим» нетюркские слова. А в вашем предмете «Азарбайджан дили ва адабиййаты» («Азербайджанский» язык и литература), кроме «дил»а нет ничего тюркского. А слова, с помощью которых воспитываемся, учимся и изучаем азы самого языка, компостируя свои мозги, что этот язык богатый: мактаб, шагирд, та’лим, тарбия, ахлаг, видждан, намус, хунар, низам-интизам, тохмат, харидж, джеза, джаваб, гиймат, руб, а’ла, кафи, хаят, дивар, панджаре, пиллекан, дахлиз, синиф, дарс, алаве, машгала, занг, танаффус, фасиле, дафтар, галам, китаб, джилд, хаткеш, табашир, мураккаб, тарих, хокмран, хокумат, расми, довлат, амр, гарар, гатнаме, игтисадиййат, бохран, мунагише, мубаризе, нумайиш, ингилаб, э’дам, екдил, джарге, ватанпарвар, ватандаш, расм, расмхатт, тасвир, тасвири, санат, шакил, сурат, нагме, таране, тараннум, нафас, ифа, екун, бастакар, адаб, адаби, иджтимаи, иджтимаиййат, аиле, риязиййат, джабр, масала, мисал, сур’ат, халл, каср, махрадж, манфи, мусбат, исим, ашйа, сифат, фе’л, адат, мубтада, хабар, та’йин, зарф, хeджа, имла, ифаде, инша, мунтахабат, муаллиф, хайат, асар, хекайе, нагыл, хадис, фаджиа и т.д. и т.п., не имеют НИКАКОГО тюркского происхождения… Разве что, в названиях предмет "ТабиатшунасЛЫГ" и «Бадан тарбияСИ» есть СУПЕР "-лыг" и "-си". Короче, как бы ни страдали ерундой пантюркисты, для меня и для всех остальных коренных нетюркских народов, проживающих в Азербайджане, есть понятия тырк (типа «азербайджанец») и тырки (их язык). Ни мой отец, ни мой дед и никто из моих предков в своих лексиконах никогда не переводили эти слова на большевико-советский лад…

Главные новости

|