Россия как возможный гарант независимости Талыша

Разделы

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Рассылка

Подписаться на рассылку:


  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Оцените содержание статьи?

(всего 20 голосов)
Изменить размер шрифта Decrease font Enlarge font
image

 

см. I часть:  http://tolishpress.org/news/1006.html;

 

    I I  часть: http://tolishpress.org/news/1027.html 

  I I I  часть: http://tolishpress.org/news/1041.html

   IV  часть : http://tolishpress.org/news/1055.html

 

Персия с ужасом смотрела на быстрые успехи русских…
А.А. Бакиханов


После смерти талышского хана в 1786 г. ханом Талыша по праву наследования становится его старший сын Мир Мустафа-хан. Его правление не без основания считается многими исследователями периодом наивысшего расцвета независимого Талышского ханства. Мир-Мустафа хан воспользовался смертью могущественного правителя Кубинского ханства Фатали хана в 1789 г., и снова объявил о полной независимости Талышского ханства. При этом он четко принял прорусскую ориентацию и сохранил ее на всю свою последующую жизнь. Он хотел получить подданство России, ибо беспрерывная торговля доставляла его народу благосостояние и свободу. Талышский народ и владетель ханства настолько были расположены к России, что военный министр России Барклай-де-Толли в секретном предписании главнокомандующему на Кавказе ген. Тормасову писал: Можно наверно полагать, что зловредное влияние посторонних держав не в силах будет отклонить хана от собственных своих выгод и общей пользы его народа.
Известный Ширванский путешественник Хаджи Зейналабдин Ширвани, побывав в 1796 году в Талыше, живо интересуется историей и хозяйством этого края. Он пишет: Ленкорань – столичный город Талыша, где есть семьсот домов». «В состав Ленкорани выходят благоустроенные районы и селения. В то время правителем Ленкорани был Мир Мустафа хан Саид Джалулул-Кадр. Большая часть подданных была довольна его справедливым правлением. Опасаясь иранского шаха, этот правитель Ленкорани обратился с просьбой к Российскому государству и содействовал вступлению русских войск в Ленкорань, – пишет он в своем труде Риязус-сеяхе.
Мир-Мустафа хан в 1792 г. отправил в Георгиевск к генералу И. В. Гудовичу своего посла с прошением направить того в Петербург. Цель посольской миссии состояла в том, чтобы в условиях растущей каджарской опасности получить от России помощь и добиться перехода ханства под ее покровительство. В своих письмах к российскому правительству хан уверял в своей верности к России и настаивал на военной помощи от нее против Ирана. В одном из таких писем он писал: …клянусь перед всемогущим и святым Аллахом, великим пророком Магомедом и святым его Кораном в том, что хочу и пребуду с потомками моими… и с подвластным моим народом в точном владении моим находящимся всероссийскому императорскому престолу верным подданным.
Активизация русской политики в это время на южном Кавказе была связана с деятельностью генерала И. В. Гудовича (1741-1820 гг., с 1807 г. – генерал-фельдмаршал), который был назначен императрицей в 1791 г. главнокомандующим российских войск на Кавказе с резиденцией в г. Георгиевске. Генерал получил подробные инструкции российского правительства о том, как именно ему следует действовать, чтобы привлечь на свою сторону правителей областей южного и восточного Кавказа с тем, чтобы они по примеру Грузинского Картли-Кахетинского царства отказались бы от союзничества с Иранским шахом и дали присягу верности Российской империи. В числе этих правителей упоминался и правитель Талыша.
Генерал И.В. Гудович развернул активную дипломатическую переписку, приглашая к принятию присяги Кубинского, Бакинского, Шекинского, Ширванского, Талышского и Гянджинского хана. Прислал своего посла для переговоров о переходе под русское подданство и Мир-Мустафа хан. Он понимал, что в случае вторжения армии Ага-Мухаммед хана его владения подвергнутся разорению в первую очередь и поэтому надеялся избежать этого переходом под русское покровительство. Особые надежды в успешном исходе переговоров хан возлагал на прапорщика Степана Хастатова – армянина по-национальности, служившего переводчиком в русской армии.
Но ни генерал И.В. Гудович, ни министры в Петербурге не спешили доверять мусульманским владетелям областей Кавказа. Только в мае 1795 г. И.В. Гудович сообщил в Петербург о горячем желании талышского хана принять русское подданство.
Между тем, приготовления Ага-Мухаммед хана к походу в Закавказье заставили русское правительство предпринять действенные меры по отношению к азербайджанским ханам. В постановлении Государственного совета от 28 мая 1795 г. И. В. Гудовичу было поручено приверженных к России владетелей «содержать в единомыслии и благонамеренности» для совместного отражения нападения Ага-Мухаммед хана. Там же указывалось, что этого можно достичь с помощью Мир-Мустафа хана, принятием его в вечное подданство России.
Осенью 1795 г. в Россию одно за другим было отправлено два посольства талышского хана во главе с Заман-беком и Кербалаи Асадулла беком. Последний имел полномочие решать все вопросы от имени своего хана. Однако в связи с предстоящим походом русских войск в Азербайджан переговоры с послами уже не имели смысла и потому были приостановлены.
И. В. Гудович, по предписанию правительства, должен был склонить Ага-Мухаммед хана отказаться от притязаний на прикаспийские провинции, подкрепляя свои предложения тем, что с этим в свое время согласился и Али-Мурад хан Исфаханский. Как видно из инструкции, Россия не желала уступать прикаспийские провинции Ирану. А как в рассуждении означенных областей приморских и к западу лежащих наши предположения суть непременные.
И. В. Гудовичу предписывалось объявить Ага-Мухаммед хану следующее: если он хочет, чтобы Россия признала его шахом Ирана, то ему не следует претендовать на области к Каспийскому морю прилегающие, называя в их числе Дербентское, Бакинское, Талышское и Карабахское ханства. Одновременно И. В. Гудовичу предлагалось с крайнею деликатностью внушать, что Ага-Магомет хан всего удобнее может обратиться к стороне Багдада и к другим турецким владениям, при этом он может надеяться на поддержку России.
Вышеуказанная инструкция была получена И. В. Гудовичем только тогда, когда войска Ага-Мухаммед хана после разгрома Тифлиса уже входили в пределы Закавказья.
19 февраля 1796 г. был издан рескрипт Екатерины II генералу В. А. Зубову, где излагалась основная цель и план действия похода. В нем также указывалось, что основная цель похода состоит в обеспечении безопасности русской торговли по Каспийскому морю, которой очень вредил Ага-Мухаммед хан. Восстановление спокойствия и порядка в Персии,- говорилось в рескрипте, – откроет нам богатый торг не только при берегах Каспийского моря, но и внутри пределов Персидских областей. Кроме того, с помощью этого похода Екатерина II мечтала создать условия и для прямой торговли с Индией.

Поход В.А. Зубова: вопросов больше, чем ответов

Тем временем, летом 1795 г. армия Ага-Мохаммед хана численностью более 85 тыс. воинов, вступила через Худафаринский мост в Карабах. Царь Ираклий прислал в помощь карабахцам своего сына – царевича Александра с отрядом более чем в 1 тыс. воинов. Войска шаха были рассеяны и отступили из Карабаха, но поход не прекратился. Ага-Мухаммед хан решил покорить мусульманские ханства прикаспийских областей, обойти Карабах и Гянджу с востока и вторгнуться в Грузию, чтобы разграбить и уничтожить Тбилиси. Генерал И. В. Гудович получил предписание из Петербурга – отправить в помощь грузинскому царю Ираклию 2 батальона пехоты и роту артиллеристов при 12 орудиях. Но было уже поздно – предписание пришло 5 сентября, а войска Ага-Мухаммед хана уже подошли к Тбилиси и осадили его, а 11-го сентября они штурмом взяли город и подвергли его разграблению. В этом же предписании генералу Гудовичу напоминали из Петербурга, что если Ага-Мухаммед хан желает, чтобы Россия признала его шахом Ирана, он должен отказаться от всех прав на Дагестан, Шемаху, Талыш, Гянджу и Карабах и тем более на Грузию. Но и это приказание Петербурга опоздало – поход каджарского шаха уже состоялся.
Когда в Петербурге узнали о разграблении Тбилиси, в ноябре 1795 г. было приказано генералу Гудовичу уже вторично немедленно отправить полковника Сырохнева с двумя батальонами солдат, с 6-ю пушками и 5 сотнями казаков на помощь грузинскому царю в Тбилиси. Тогда же генералу И.В. Гудовичу было приказано готовиться к большому походу по берегу Каспийского моря на Иран к весне 1796 г., чтобы отомстить Ага- Мухаммед хану и заодно привести к покорности русскому правительству все мусульманские области в этой местности. В это время закончилось польское восстание, и А.В. Суворов снова был послан в Астрахань для подготовки армии к походу, и ему же было поручено командование экспедиционным корпусом. Однако слава великого полководца многим не давала покоя и завидовавшие ему и его популярности у императрицы генералы И.В. Гудович и В. Зубов хлопотали в Петербурге о том, чтобы именно их назначили командовать этим походом русских войск. Каждый из них надеялся удачным исходом Каспийского похода затмить славу А.В. Суворова.
Когда Суворову стали известны эти закулисные интриги, он обратился с посланием прямо к императрице Екатерине II с просьбой освободить его от командования корпусом и перевести на службу в Приазовские края. В феврале 1796 г. императрица подписала рескрипт о назначении генерал-поручика графа В.А. Зубова (брат которого был в это время фаворитом императрицы в Петербурге) командующим персидским походом, а генералу И.В. Гудовичу было предписано остаться в г. Георгиевске и подготовить боеприпасы, продукты и снаряжения для войск В.А. Зубова, и, постоянно поддерживая с ним связь, отправлять ему все, что понадобится в походе.
Цель похода 1796 г. заключалась, прежде всего, в защите интересов русско-иранской и русско-индийской торговли. На русскую экспедиционную армию были возложены следующие задачи: вытеснение Ага-Мухаммед шаха из всех прикаспийских владений, строительство укрепления в Астрабадском заливе и занятие крепостей Дербент и Баку и взятие на себя охраны безопасности, жизни и имущества жителей Бакинского и Талышского ханств. Экспедиционный корпус состоял из 3-х частей при общей численности в 33 тыс. воинов, из которых около 10 тыс. конницы состояло из казаков и калмыков.
Со 2-го по 10-ое мая 1796 г. войска генерала Зубова штурмовали Дербент и взяли его.
Уже 9-го июня передовой корпус войск генерала Зубова занял Кубу. Ключи от городской крепости были отосланы в Петербург. Теперь перед русскими войсками, по словам Дж. Баддели, лежал Азербайджан, бывший тогда провинцией Персии.
В лагерь русских войск прибыл бакинский хан Гусейн-Кули хан и они вместе с ним уже 16 июня вступили в Баку, население которого восторженно приветствовало передовой отряд генерала Гаврилы Рахманова и устроило ему салют из крепостных орудий Баку.
Ширванский правитель Мустафа хан тоже пригласил русские войска в свои владения, однако граф В.А Зубов не доверял ему и считал, что и он, и Карабахский хан Ибрагим готовы в любой момент переметнуться на сторону Ирана, он считал их приглашения русским войскам вступить на их территорию притворными дипломатическими шагами. Они предприняли эти шаги, по мнению русского военного командования, только для того, чтобы сохранить власть и правление в своих областях.
Переписка ширванского правителя с генералом И. Савельевым говорит о его попытках лавирования между Ага-Мухаммед ханом Каджаром и русским военным командованием. В начале июля 1796 г. Мустафа хан прибыл в лагерь русских войск под Баку и принял присягу верности российской короне. Следом за ним последовал и правитель Шеки – Селим хан, о чем генерал В.А. Зубов информировал Петербург в своих победных реляциях.
В это же время к генералу В.А. Зубову доставили послание правителя Карабаха Ибрахим хана, также просившего о принятии присяги верности русской императрице Екатерине II. Его сын Абул-Фатх с десятками вельмож и подарками от своего отца также явился в русский лагерь. Однако графу В.А. Зубову уже доложили о размолвке между Ибрахим ханом и грузинским царем Картли-Кахетинского царства Ираклием II, которая произошла после осады ими Гянджи. Якобы, раздраженный неудачной осадой Гянджи за год до этого, теперь царь Ираклий II бросил Ибрахим хану при встрече, что вот теперь-то с приходом на Южный Кавказ православных русских войск, все мусульманские правители ханств иранских провинций в Закавказье будут вынуждены ему подчиниться, а не Ирану.
Попытка заговора вышеназванных ханов против русской армии и вместе с этим их желание вступить в контакт с персидской армией Ага-Мухаммед хана Каджара закончилась неудачей и провалом. Абсолютное большинство населения, знати и вельмож не поддержали заговор ханов. В сентябре граф В.А. Зубов сместил с престола Ширванского правителя Мустафа хана и вместо него посадил в Шемахе правителем Касим хана.
Уже в конце июля 1796 г. в лагерь русских войск под Баку доставили письмо от правителя Талыша Мир-Мустафа хана, в котором он сообщал, что из Ирана приходят упорные слухи о приготовлениях к походу на Талыш и Карабах объявившего себя шахиншахом Ирана Ага-Мухаммед шаха, и население, опасаясь разграбления иранской армии, покидает села и города и укрывается в глухих, малодоступных местах, а часть жителей ханства и вовсе покинула насиженные места и ударилась в бега – в Дагестан и в Восточную Грузию. Чтобы успокоить население и предотвратить его вынужденную миграцию в другие области и страны Кавказа, правитель Талышского ханства просил у главнокомандующего русскими войсками прислать к нему отряд русских войск с несколькими пушками.
По приказу В.А. Зубова контр-адмирал Федоров высадил возле Ланкона десант русских войск численностью около батальона солдат. После этого правитель Талышского ханства успокоился и продолжал контакты с русским лагерем уже в более спокойных тонах.
В октябре 1796 г. русская армия выступила из лагеря и отправилась к месту слияния Куры и Аракса, а корпус генерала Римского-Корсакова получил приказ занять Гянджу и обеспечить прямой контакт с Картли-Кахетинским царством и его правителем царем Ираклием II. Корпус Римского-Корсакова только в декабре 1796 г. достиг Гянджи. Ему тут же поднесли ключи от города.
К этому времени, как уже было сказано выше, ставший императором России Павел I, прислал генерал-поручику В.А. Зубову свой приказ немедленно прекратить поход и все военные действия и вернуться в Дагестан – в район Кавказких Минеральных Вод в распоряжение генерал-аншефа В.А. Гудовича.

Итоги похода В. Зубова

Я готов быть рабом русского самодержавия,

нежели самостоятельным ханом персидского шаха.
Мир-Мустафа хан

Отход русских войск начался в декабре 1796г., а завершился уже в январе следующего года. Когда в Иране стало известно об уходе русских войск, правитель страны Ага-Мухаммед шах стал готовить весной 1797 г. новый, второй поход на Закавказье. А Мир-Мустафа хан вернулся из лагеря русских войск к себе в Ланкон.
Это привело к обострению внешнеполитической и внутренней обстановки во всем Закавказье. Весной 1797 г. Ага-Мухаммед шах с многочисленными войсками вторгся в Карабах, захватил крепость Шушу, в которой учинил кровавую расправу над мирными жителями. Ибрагим-Халиль хан Карабахский и на этот раз доказал свою преданность России и, покинув Шушу, бежал в Джарский округ, но не перешел на сторону Ирана. В результате второго нашествия войск Ага-Мухаммед шаха в 1797 г. над народами Закавказья и Дагестана нависла новая опасность порабощения и физического истребления. Спасение им принесло убийство Ага-Мухаммед шаха в июле 1797 г. в Шуше его придворными.
Персидская компания 1796 года при всей своей успешности, имела на будущее Кавказа не больше влияния, чем компания Петра Великого и его помощников в начале века, и по той же самой причине. Теперь, как и тогда, смерть одного правителя и каприз другого привели к тому, что провинции, с такой легкостью завоеванные относительно малочисленными отрядами, были отданы противнику. Великая императрица умерла, и Павел, который не любил ни свою мать, ни ее политику, поспешил свести на нет завоевания Екатерины в Персии, как это в свое время уже сделала Анна. Война по меньшей мере подтвердила полное превосходство России над Персией на поле боя. Она же утвердила Персию в ее страхе перед мощью московитов, – пишет Дж. Баддели.
Персидский поход 1796 года в российской истории, в истории кавказских войн оставил больше вопросов, чем ясности, – пишет военный историк и писатель А.В. Шишов. По его мнению, по всей вероятности, императрица хотела присоединить к России Кавказ, и Закавказье. Какая из этих версий является наиболее реалистической, неизвестно. Все они покрыты завесой исторических тайн. Можно достоверно констатировать только следующее: у великой по размаху внешнеполитических деяний Екатерины II были действительно великие замыслы по расширению пределов Российской державы – заключает А.В. Шишов. Так бесславно завершился этот второй персидский поход на Закавказье в 90-е гг. XVIII века.

Продолжение следует

Литература

Акты Кавказской Археографической Комиссии. Под ред. Ад. Берже. Т. I – V. Тифлис: 1866-1873.
Асадов Ф.С. Талышское ханство. Баку: Чанлибел. 1998 (на тюрк. яз.).
Ахмади Х. Талыши: От эпохи Сефевидов до окончания второй русско-иранской войны 1826-1828 гг. Пер. с перс. – М.: Либроком. 2009.
Баддели Дж. Завоевание Кавказа русскими. 1720-1860 //Пер. с анг. Л.А. Калашниковой. – М.: Центрполиграф. 2007.
Байрамалибеков Теймур бек. История Талышского ханства. – Ин-т Рукописей НАН Аз. 1 сентября 1885 года.
Джафарли Н.Г. История города Ленкорани в XIX – начале XX века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Баку: 1985 (рукопись).
Ибрагимбейли Х.М. Россия и Азербайджан в первой трети XIX века (из военно-политической истории). М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1969.
Игамбердыев М. Иран в международных отношениях первой трети XIX в. Самарканд. 1961.
История Ирана. М.: Изд-во МГУ. 1977.
Кавказский сборник Т. ХХI. – Тифлис. 1900.
Князь Щербатов. «Генерал-фельдмаршал Паскевич». Т. 3. СПб. 1891.
Курбатов В.И. Тайное общество масонов. М.: Эксмо; Ростов н/Д: Наука-Пресс. 2006.
Левиатов В.Н. Очерки истории Азербайджана в XVIII веке. Баку: Изд-во АН Аз. ССР. 1948.
Мамедова Г. О походе В. Зубова в Азербайджан (1796 г.). Баку: Эльм. 2003.
Маркова О.П. Россия, Закавказье и международные отношения в XVIII веке. М.: Наука. 1966.
Мирза Ахмед Мирза Худаверди. Ахбар-наме. Баку. 2002 (на тюрк. яз).
Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Первого. 2-е изд-е. М.: Международные отношения. 1986.
Мустафаев Дж.М. Северные ханства Азербайджана и Россия (конец XVIII-начало XIX в). Баку: Эльм. 1989.
Начкебия И. Сведения лейтенанта Камиля Трезеля о Талышистане и талышах (1808) //Очерки по истории и культуре Талыша. Сб. статей. Ереван. 2005.
Под стягом России: Сборник архивных документов. М.: Русская книга. 1992.
Шишов А.В. Схватка за Кавказ. XVI-XXI века. М.: Вече. 2007.
  • email Отправить другу
  • print Версия для печати
  • Add to your del.icio.us del.icio.us
  • Digg this story Digg this

Добавить коментарий comment Комментарии (1 добавлено)

  • Опубликовано allahverdi, 09 Апрель, 2010 17:12:14
    Bashta alima biva qalami qirbon bashem! Chimi xalqi tarixi ba qalam sedash.Xido bati xashi bido!

Главные новости

|